0
2378
Газета Образование Печатная версия

15.03.2016 00:01:00

Спортивный режим для педагогов

Рабочее время школьного учителя расписали до минуты

Тэги: минобрнауки, приказ, школа, учитель, рабочее время, отдых


минобрнауки, приказ, школа, учитель, рабочее время, отдых Теперь российский учитель и официально не обязан присутствовать в школе в свободные от уроков, педсоветов и родительских собраний дни. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru

Министерство образования и науки РФ подготовило проект приказа «Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность». Как считают авторы документа, проект улучшает положение педагогов, вносит разъяснение для работодателей и исключает возможность для злоупотребления.

Обычно такого рода документами Министерство образования старается не столько упорядочить деятельность в подведомственных организациях, сколько привести в соответствие все ранее принятые приказы своего и других ведомств. Но бдительные наши граждане вдруг почувствовали уже в самом появлении такого документа некую потенциальную угрозу.

Появилось сообщение, что документ увеличивает фактическое время работы учителя за счет выполнения неоплачиваемых обязанностей. И министерству пришлось оправдываться, что проект не предполагает и не вносит никаких изменений в закрепленные ранее нормы продолжительности рабочего дня.  На самом деле документ не говорит ничего об увеличении продолжительности рабочего дня, и тем более бесплатно. Впрочем, пока он и не подписан окончательно. 

Как сообщается в «Обзоре документа», документ «расширяет перечень показателей, которые учитываются при установлении режима». Речь идет в первую очередь о продолжительности рабочего времени, времени для выполнения дополнительной работы за дополнительную оплату по соглашению сторон трудового договора и об объеме учебной нагрузки.

Итак, проект ограничивает возможности работодателя в части установления графика подготовки к урокам. Запрещает им требовать от педагогов присутствия в образовательной организации в свободные от уроков, педсоветов и родительских собраний дни. При составлении расписания занятий, плана и графика работы рекомендует предусматривать для указанных работников свободный день с целью использования его для дополнительного профессионального образования, самообразования, подготовки к занятиям. Проектом предусмотрена отмена действующей сейчас нормы, которая позволяет увеличить до 20 минут рабочее время педагога за счет перерыва во время спаренных занятий.

В проекте предусмотрено, чтобы дополнительные обязанности педагога, непосредственно связанные с образовательной деятельностью, осуществлялись с письменного согласия работника и за дополнительную оплату. Новый документ советует не нарушать «непрерывную последовательность занятий», чтобы не образовывался длительный перерыв в работе педагогов. В течение рабочего дня (смены) для педагогических и иных работников должен быть предусмотрен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается. 

Приказ регулирует рабочее время педагогов и в каникулярное время. Каникулярное время, не совпадающее с отпуском учителя, считается рабочим. И администрации советуют использовать его рационально, для дополнительного профессионального роста учителя.

Как сообщает пресс-служба министерства, своим появлением документ обязан еще и тем многочисленным «сигналам о перегибах со стороны руководства школ», не ценящим время педагогов. 

Если Министерство образования озабочено совершенствованием нормативной базы, то московские власти смотрят глубже. На днях появилось сообщение, что анонимную индивидуальную и групповую психологическую помощь для московских учителей начали оказывать при Городском психолого-педагогическом центре Департамента образования. Учителя, сетуют психологи центра, склонны к эмоциональному выгоранию. Их нервную систему истощают не только ученики или постоянно требующее отчетности начальство, но и родители. А  что еще – покажет мониторинг, проведенный в ходе этого эксперимента.

И опять же, если Департамент образования Москвы озабочен эмоциональным состоянием педагогического корпуса, то за рубежом уже вовсю работают с одним из основных «раздражителей» педагогов – с родителями.

Совсем недавно во французских СМИ прошла новость, что бывший министр образования Франции Люк Ферри опять призвал общественность  крепить связь школы и родителей. Стремление к сотрудничеству между ними было прописано в законе о переустройстве школы, который инициировал Люк Ферри  и который приняли еще в 2013 году. Кстати, одной из практических мер этого закона было, например, отведение специального помещения для родителей внутри учебного заведения. Сегодня бывший министр призывает проводить последовательную политику привлечения родителей к работе школы в деле воспитания подрастающего поколения.  «Основная проблема в том, что дети плохо воспитаны!» – в сердцах заявляет сегодня экс-министр образования Франции.

Между тем плохо воспитанные дети – это не тема отдельно взятой семьи, а проблема всего класса. Американские ученые Скот Карел, Марк Хокстра и Элира Кука в недавно опубликованной работе  The Long-Run Effects of Disruptive Peers («Влияние в долгосрочной перспективе одноклассников-хулиганов») (NBER Working Paper No. 22042) развернули тезис о том, что наличие в классе в первые годы обучения одноклассников-хулиганов оказывает влияние на последующую сдачу экзаменов, поступление в колледж и на будущий денежный доход других учеников класса. И даже точно определили их будущий убыток.

Вывод нас в принципе не удивляет: все мы помним еще со школьных времен, что учителя, не сумевшие наладить дисциплину в классе, имели по своему предмету, как правило, самую плохую успеваемость. Это было актуально даже в доперестроечные годы. Хотя в то время учителя еще старались наверстать упущенное, занимаясь с отстающими учениками дополнительно.

В условиях нынешней коммерциализации эта «благотворительность» уже не пройдет. Поэтому девиз «хулиган на уроке отнимает часть твоей будущей зарплаты» должен быть ныне более чем актуален для отечественной школы.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В Украине под угрозой объединительный собор, а в России – светское государство

В Украине под угрозой объединительный собор, а в России – светское государство

Павел Скрыльников

0
982
Легкая небритость

Легкая небритость

Вячеслав Харченко

Рассказы о школьном хулигане, томике Левитанского и уверенной походке

0
222
Уникальную школу в Горках Ленинских закрывают

Уникальную школу в Горках Ленинских закрывают

0
767
Бедный учитель в зоне риска школьного буллинга

Бедный учитель в зоне риска школьного буллинга

Наталья Савицкая

Около 50% педагогов подвергались агрессии со стороны своих подопечных

0
1800

Другие новости

Загрузка...
24smi.org