12
21464
Газета Образование Печатная версия

27.07.2016 00:01:00

Все эти годы вузы выпускали недоучек

Новый законопроект ставит под сомнение «высшее» образование бакалавров

Тэги: аспирантура, бакалавриат, магистратура, специалитет, болонский процесс


аспирантура, бакалавриат, магистратура, специалитет, болонский процесс Поле профессиональной деятельности для выпускников бакалавриата постепенно сужается. Фото Reuters

В этом году вероятен повышенный спрос на аспирантуру. Дело в том, что  недавно принятый Закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» может доставить немалое беспокойство вчерашним выпускникам-бакалаврам.

С 1 июля этого года введены дополнительные «фильтры» для кандидатов на замещение государственных постов в таких категориях, как «руководители», «помощники», «специалисты». Отныне указанные посты не могут занимать лица, окончившие только бакалавриат, даже при наличии необходимого стажа работы и даже при наличии соответствующих знаний и умений. Хотя информация о готовящемся законе просочилась в СМИ еще два года назад,  для многих честолюбивых молодых людей она прозвучала сегодня как гром среди ясного неба. Казалось бы, чего лучше: проучился человек четыре года, получил диплом о высшем образовании – и карьера тебе обеспечена.

Поэтому, когда в середине 90-х вводили двухступенчатую форму подготовки специалистов (бакалавриат и магистратура), то многие студенты радовались, что им сократили целый год учебы, а где-то и все полтора. (Несмотря на то что бакалавриат допускает срок обучения до шести лет, абсолютное большинство российских программ было ориентировано только на четырехлетний период обучения.) Разочарование пришло чуть позже, когда работодатели стали массово отказываться от бакалавров. Законодательство безнадежно отставало от жизни, и руководители просто не знали, что делать с выпускниками-бакалаврами. Тогда же многие заговорили о возвращении к прежней системе «специалитета» советского образца, при которой обучение занимало пять лет. 

Но после вступления России в Болонский процесс в сентябре 2003 года, непременным условием которого было внедрение двухступенчатой системы обучения, возвращение к прежнему уже не могло осуществиться в принципе. Да, пятилетний срок обучения местами сохранился и до сих пор, но прежние позиции советская система обучения утеряла. Затем потребовалось еще несколько лет для убеждения общественности, что бакалавриат – это полноценное высшее образование. И вроде бы все стали привыкать. Но не тут-то было. Сегодня вдруг эхом возвращаются все страхи и сомнения той поры. Так что бакалавриат – это все-таки не полноценное высшее? Или, может, и вовсе не высшее?

Сначала разберемся, почему такие события стали вообще возможны. С 2017 года начнут вводить новые профессиональные стандарты, которые пишут сообща вот уже несколько лет профессионалы – академики и практики. Стандарты нужны, чтобы поднять качество подготовки выпускаемых специалистов, утверждают они. Но после выхода документа в свет жизнь выпускников-бакалавров еще более усложнится. Дело в том, что когда заимствовали новую систему у Запада, не совсем понимали главную ее особенность. Европейская программа образования имеет четкое разграничение. У них бакалавр – этот тот, кто будет практиковать полученные знания на рабочих местах. А магистр – тот, кто продолжает научную деятельность. У нас все эти годы пытались прийти к такой же системе, но не получалось. Почему? Нет связи высшей школы с практикой. Поэтому наши вузы просто взяли и «оптимизировали» пятилетнюю программу высшего образования. И стали выпускать специалистов в никуда. Точнее, в менеджеры сетевых магазинов. Ситуация чуть сдвинулась с места только в последние годы, когда кое-где стали подключаться к процессу работодатели, но до полного успеха еще очень далеко.

И теперь станет еще дальше. Ведь без магистратуры грезящим о карьере уже точно не обойтись. И некоторые эксперты прогнозируют увеличение спроса на магистратуру на 20% в ближайшие год-два. Хватит ли мест? И сразу же всплывает встречный вопрос – а будет ли каким-то образом регулироваться в сторону ужесточения требований прием в магистратуру? Пока не во всех вузах и не на всех направлениях сдается даже профильный экзамен и (или) иностранный язык при поступлении. В основном в вузах при конкурсном отборе будущих магистрантов участвуют средний балл приложения к диплому о высшем образовании (бакалавриата) и конкурс портфолио. Ажиотажа при приеме нет, все более или менее спокойно.

А есть и другой аспект проблемы. Сегодня люди, окончившие бакалавриат, могут поступать в магистратуру не по своей специальности. Останется ли это в дальнейшем? Однозначного ответа нет. Академическое сообщество колеблется. И вопрос совсем не праздный. Приведу простой пример из жизни. Со мной вместе в магистратуре изучали журналистику люди, окончившие когда-то механико-математический факультет МГУ, Институт торговли и разные другие высшие школы. И большинство из них состоялись в профессии. 

С другой стороны, можно ли за два года изучить право настолько, чтобы по окончании работать нотариусом? Конечно, нет.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(12)


Страницы: 1  2  3  

biryukov vadim 17:06 29.07.2016

"потребовалось еще несколько лет для убеждения общественности, что бакалавриат – это полноценное высшее образование." _____________________________________________ Кому потребовалось, кто убедился?? Один из идеологов МОН декан экономфака МГУ Аузан в своем знаменитом докладе "Нам нужны плохие вузы" (в названии нет гиперболы) писал: "бакалавратура была создана для доучивания школьников".

biryukov vadim 17:10 29.07.2016

"С другой стороны, можно ли за два года изучить право настолько, чтобы по окончании работать нотариусом? Конечно, нет. " ________________________________ Диплом юриста, полученный за год при получении 2-го высшего образования, у нас имеют сотни тысяч людей. Маловероятно, что среди них нет нотариусов.

biryukov vadim 17:13 29.07.2016

" после вступления России в Болонский процесс в сентябре 2003 года, непременным условием которого было внедрение двухступенчатой системы обучения, возвращение к прежнему уже не могло осуществиться в принципе". ____________________ Для этого декларацию и подписали - уничтожить советскую высшую школу.

biryukov vadim 17:25 29.07.2016

Официально целью Болонского процесса является "повышение мобильности студентов и преподавателе". Для этого (а не наоборот!) потребовалась "унификация документов". Унификация - налицо, а о "мобильности" никто никогда в МОН не упоминал. Кстати, Болонский университет отказался от бакалавров. Болонизация проведена исключительно с целью развалить советскую высшую школу.



Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


У российских студентов появился стимул уехать учиться за рубеж

У российских студентов появился стимул уехать учиться за рубеж

Ольга Соловьева

Вернувшимся на родину специалистам обещают существенный рост зарплат

0
2895
Зачем академии контроль за аспирантурой

Зачем академии контроль за аспирантурой

Реформа ВАК как проявление логики хаоса в научной политике

0
3836

Другие новости

Загрузка...
24smi.org