0
6222
Газета Образование Интернет-версия

01.11.2016 00:01:00

Преимущества и риски обучения за рубежом

Гульнара Краснова

Об авторе: Гульнара Амангельдиновна Краснова – доктор философских наук, профессор Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС).

Тэги: зарубежное образование, обучение, иностранные студенты, исследование


зарубежное образование, обучение, иностранные студенты, исследование Родители в азиатских странах чаще рассматривают идею отправки за рубеж на обучение своих детей. Фото с сайта www.msu.ru

Обучение за рубежом продолжает оставаться популярным, несмотря на финансовый кризис, затронувший все страны мира. Ежегодно с 2000 года численность иностранных студентов во всем мире растет на 7%. По прогнозу Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), предполагается, что к 2020 году число иностранных студентов во всем мире составит 8 млн человек.

Понятно, что решение обучаться за рубежом для родителей и будущих студентов – одно из самых важных, которые они принимают в жизни. Исследования факторов, влияющих на выбор потенциальных абитуриентов, проводятся во всем мире. По их результатам формируются маркетинговые стратегии рекрутинга иностранных студентов, национальные стратегии экспорта образования.

В 2015 году банк HSBC провел исследование «Ценность образования» в 16 странах мира (Global parents’ survey: three quarters would consider university abroad «The Value of Education»). В его рамках были опрошены 5500 родителей студентов. Выяснилось, что большинство, 77% родителей, у которых есть дети в возрасте до 23 лет, рассматривают вопрос о направлении их на обучение за рубеж по программам бакалавриата или послевузовского обучения (магистратуры и аспирантуры). Родители в азиатских странах чаще рассматривают идею отправки за рубеж на обучение своих детей: четверо из пяти родителей в Малайзии (80%) и почти три четверти в Гонконге (74%), Индонезии (74%) и Сингапуре (74%). Для сравнения: только около половины родителей в Канаде (51%), в Австралии (52%) и во Франции (53%).

В целом половина всех родителей, участвующих в опросе, считают, что поколение их детей имеет больше возможностей для учебы или поездок за рубеж, чем их собственное поколение. В исследовании отмечается, что послевузовское обучение в зарубежных университетах – приоритет для родителей в Индии (88%), Турции (83%), Китае (82%) и Малайзии (82%).

Чуть более трети (34%) родителей не планируют обучение за рубежом своих детей. Оплата зарубежного образования – основной барьер. Доля таких родителей выше в Гонконге (40%), Малайзии (43%), Мексике (48%), в Турции (59%) и Индонезии (58%).

Примерно одинаковая доля матерей (24%) и отцов (21%) не рассматривают вопрос об обучении их детей в университете за границей по разным причинам. Матери чаще говорили, что они не хотят, чтобы их ребенок был далеко от дома (25%), отцы эту причину указывали реже – 21%. При этом отцы более склонны думать, что зарубежное образование не стоит тех денег, которые за него приходится платить (16% отцов по сравнению с 11% матерей).

Другие родители ссылаются на тот факт, что в их собственной стране превосходное образование. Так считает примерно половина родителей в Сингапуре (53%), Малайзии (48%) и Индии (47%). Четверо из пяти родителей готовы к тому, что оплата зарубежного обучения будет выше, чем «домашнего».

Настроение российских граждан в отношении получения образования за рубежом было изучено в рамках опроса для «Интеграционного барометра Евразийского банка развития» (2015). Результаты опроса показали существенное снижение интереса к зарубежному образованию у россиян. Так, страны Евросоюза в качестве желанных для получения образования, отметили только 25% опрошенных. В 2014 году таких было 46%. Поскольку вопрос был сформулирован как желание, а не возможность, авторы исследования считают, что вряд ли снижение интереса к европейскому образованию связано с экономической ситуацией в России: «Скорее это эмоциональный выбор, связанный со всплеском патриотизма в стране и недоверием ко всему иностранному (особенно это касается европейских стран и США)».

На наш взгляд, на основе данных по 2015 году пока рано говорить о сформировавшихся предпочтениях у российских граждан в отношении зарубежного образования и их причинах. Но очевидно, что сложная экономическая и политическая ситуация в России, в том числе развернувшаяся в обществе дискуссия о возвращении детей российских государственных служащих, обучающихся за рубежом, будут оказывать влияние на российских родителей и их детей. Напомним, что пресс-секретарь главы российского государства Дмитрий Песков 11 октября 2016 года опроверг информацию о существовании рекомендации для российских чиновников и депутатов вернуть обучающихся за границей детей в Россию.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Юрий Юдин

85 лет тому назад отдельным сборником вышла книга «Малахитовая шкатулка»

0
841
Нелюбовь к букве «р»

Нелюбовь к букве «р»

Александр Хорт

Пародия на произведения Евгения Водолазкина и Леонида Юзефовича

0
613
Стихотворец и статс-секретарь

Стихотворец и статс-секретарь

Виктор Леонидов

Сергей Некрасов не только воссоздал образ и труды Гавриила Державина, но и реконструировал сам дух литературы того времени

0
303
Хочу истлеть в земле родимой…

Хочу истлеть в земле родимой…

Виктор Леонидов

Русский поэт, павший в 1944 году недалеко от Белграда, герой Сербии Алексей Дураков

0
405

Другие новости