0
4753
Газета Образование Печатная версия

22.11.2016 00:01:00

Региональный центр академической мобильности

Средний класс стран Евразийского экономического союза предпочитает учить детей в России

Гульнара Краснова

Об авторе: Гульнара Амангельдиновна Краснова – доктор философских наук, ведущий научный сотрудник, профессор РАНХиГС

Тэги: еаэс, интеграция, академическая мобильность, вузы, высшее образование, мигранты, фмс


еаэс, интеграция, академическая мобильность, вузы, высшее образование, мигранты, фмс Студенты Казахстанского филиала МГУ им. М.В. Ломоносова Фото с сайта www.msu.ru

По данным «Интеграционного барометра ЕАБР» 2016 года, евразийская экономическая интеграция по-прежнему востребована со стороны населения государств – членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС): ее поддерживает более 60% граждан Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и России, причем среди представителей среднего класса уровень этой поддержки выше. К примеру, в Казахстане это 76% материально обеспеченных граждан, в Беларуси – 74%.

Этим объясняется высокий уровень академической мобильности в ЕАЭС. По данным ФГАНУ «Социоцентр», суммарная доля граждан ЕАЭС, обучающихся в российских вузах, в 2014/15 учебном году по очной форме составила около 22% от всех иностранных граждан. Всего граждан ЕАЭС, обучающихся в российских вузах очно – 45 416 и заочно – 57 575 человек. Динамика среднего ежегодного роста числа студентов из стран ЕАЭС в 2009–2015 годах составляет около 15%, что превышает средний темп роста иностранных студентов в России (8%). Но в 2014/15 учебном году был зафиксирован рост в 18,1%.

Оценочно студенты из стран ЕАЭС, обучавшиеся в России, потратили 11 302,6 млн руб. (на проживание, питание, досуг, транспорт, мобильную связь и другие бытовые расходы), не считая оплаты за обучение. И в лице этих студентов российская экономика получила дополнительных потребителей.

Очевидно, что интеграционные процессы, активно развивающиеся в последний год, стали катализатором роста и числа студентов из стран ЕАЭС. Наибольшее число студентов из стран ЕАЭС составляют граждане Казахстана, а наименьшее – Республики Армения. Таким образом, средний класс «голосует ногами» за российское образование.

Высокая доля граждан стран ЕАЭС в российских вузах и ежегодный рост численности студентов из стран ЕАЭС объясняются влиянием нескольких ключевых факторов. Среди них можно отметить следующие: обеспечение равных прав на образование и его доступность всем лицам, проживающим на территории стран ЕАЭС; единое языковое пространство; наличие Соглашения о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и ученых званиях в Евразийском экономическом сообществе от 31.05.2013 года; безвизовое передвижение граждан государств ЕАЭС; функционирование совместных университетов: Российско-Армянский (Славянский) университет (Ереван) открыт в 1999 году, Белорусско-Российский университет (Могилев) открыт в 2003 году; открытие и функционирование филиалов российских государственных и негосударственных вузов в странах ЕАЭС; более высокие показатели российских вузов в топ-100 мировых рейтингов по сравнению с национальными вузами стран ЕАЭС (исключение – вузы Республики Казахстан: Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева и Казахский национальный университет им. аль-Фараби); ежегодные выделения квот для граждан стран ЕАЭС в рамках постановления правительства России от 8.10.2013 года № 891 «Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».

По данным ФМС России, всего из стран ЕАЭС в 2015 году прибыло 155 206 человек, миграционный прирост составил 70 144. Наибольшее число прибыло из Казахстана (65 750) в 2015 году, наименьшее – из Беларуси (17 741). Большая часть граждан ЕАЭС, прибывших в Российскую Федерацию (118 тыс., то есть 76%), находится в трудоспособном возрасте.

Образовательный уровень мигрантов из ЕАЭС в целом невысокий, их массовая занятость преобладает в неквалифицированном сегменте в строительстве, торговле, сфере услуг, сельском хозяйстве, обрабатывающих производствах, добыче полезных ископаемых, транспорте и связи. Это связано с тем, что российский рынок труда предъявляет огромный спрос на неквалифицированный труд в этих сферах деятельности. Среди мигрантов, прибывших из стран ЕАЭС в 2015 году, только 19% имеют высшее образование, поэтому образовательная миграция пока не оказывает существенного влияния на трудовую миграцию из стран ЕАЭС.

С восстановлением российской экономики для обеспечения экономического роста потребность России в привлечении трудовых мигрантов, в том числе с высшим образованием из стран ЕАЭС, будет возрастать. Этому способствует как равный доступ к рынку труда в России, так и другие преференции для граждан стран ЕАЭС.

На сегодняшний день Россия остается региональным центром академической мобильности для граждан из стран ЕАЭС: абитуриенты из стран ЕАЭС представляют существенную группу иностранных студентов, обучающихся в российских вузах. Но сохранение позиций российского образования в ЕАЭС потребует значительных усилий всех заинтересованных сторон: российских вузов, министерств и ведомств, политических элит.

В числе первоочередных мер необходимо обновление законодательной базы сотрудничества в многостороннем формате, запуск Сетевого Евразийского университета, включение в число статистических показателей, собираемых и публикуемых Евразийской экономической комиссией, показателей по образованию: численность выпускников национальных школ, национальных вузов, студентов по различным уровням обучения – своих и из стран ЕАЭС, обучающихся в национальных университетах, квот и стипендий, предоставляемых гражданам ЕАЭС.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Позиции Тбилиси и Цхинвала по ситуации у приграничного села Чорчана не сблизились

Позиции Тбилиси и Цхинвала по ситуации у приграничного села Чорчана не сблизились

0
303
Назарбаев заявил, что народ Казахстана с огорчением воспринял новость о его уходе

Назарбаев заявил, что народ Казахстана с огорчением воспринял новость о его уходе

0
327
В России запускают систему мониторинга за реализацией нацпроектов

В России запускают систему мониторинга за реализацией нацпроектов

0
887
Гражданское общество проверяют со всех сторон

Гражданское общество проверяют со всех сторон

Иван Родин

Соцопросы показали небольшой рост персональной политизации

0
778

Другие новости

Загрузка...
24smi.org