0
1890
Газета Образование Печатная версия

30.11.2017 00:01:00

Что влияет на мобильность студентов

Те, кто едут учиться за рубеж по собственной воле, адаптируются к новым условиям легче

Тэги: иностранные студенты, мобильность, мотивация, адаптация


иностранные студенты, мобильность, мотивация, адаптация Не только знание языка помогает учиться за рубежом, но и личная заинтересованность в этом. Фото агентства «Москва»

Международная мобильность только растет. Согласно данным мониторинга Высшей школы экономики (ВШЭ), иностранных студентов в России примерно 5% от общего числа студентов. Исследователи узнали также, как проходит адаптация данного контингента. Оказалось, что осознанное личностное решение, а не внешние, давящие факторы являются залогом успешной адаптации студента в зарубежной стране.

Сначала разберемся с цифрами. Согласно данным ВШЭ, большая часть иностранных абитуриентов (79,2%) поступают в российские вузы из стран бывшего СССР. Следом за ними идут страны Азии, Африки и Ближнего Востока. И относительно небольшое количество студентов едут в Россию из Северной Америки, Австралии и Океании. Если сравнить, что было до распада Советского Союза, то тогда основной поток студентов прибывал к нам из стран Восточной Европы. Распределение прибывающих на учебу по вузам страны  неравномерно. Треть всех иностранных студентов приходится на Москву (25%) и Санкт-Петербург (9,7%). Следом за ними идут Омская (4,8%) и Томская области (4,2%). Причем расстояние не имеет значения для абитуриентов. Например, на восточной границе обучается почти 22% студентов из Китая, а их число в Москве и Петербурге больше в два раза – почти 48%. 

Практически все вузы РФ ставят своей целью привлечь иностранных студентов. А значит, минимизировать количество препятствий, мешающих международной академической мобильности. Помимо очевидных барьеров– недостаточное финансирование подобных программ, – существует еще и причина более прозаическая – боязнь быта в другой стране.

Если первая группа студентов (из стран бывшего СССР) адаптируется к российским реалиям более или менее легко, то у студентов из других групп это проходит несколько затруднительней. На особенности адаптации иностранных студентов может влиять множество факторов – уровень знания языка, личностные особенности, пол, возраст и т.д. Однако немаловажным является то, с какими целями молодой человек едет учиться за рубеж. Это подтвердилось в ходе исследования группы ученых ВШЭ с участием научного руководителя Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации ВШЭ Кеннона Шелдона. В исследовании участвовали зарубежные студенты, но выводы полезны для всех.

В ходе исследования ученые рассмотрели связь типа мотивации с уровнем культурного шока и субъективного благополучия студентов. Согласно теории самодетерминации (self-determination theory), существуют разные уровни автономии или самодетерминации, указывается в работе Кеннона Шелдона. Одни – это люди, ощущающие себя полностью контролируемыми. Вторые – те, кто персонально определяет, как им действовать. В случае контролируемой мотивации присутствует принужденность к действию. Это чувство может быть результатом внешних обстоятельств (на учебу послало начальство) или наоборот – внутренних (например, чувство вины).

Согласно выводам Шелдона, студенты с «автономной» мотивацией легче переживают культурный шок и у них более высокий уровень субъективного благополучия. 

Как выглядят мотивы, которыми руководствуются студенты, что называется, из первых уст. Приведем выдержки из работ Шелдона. В ходе исследования респондентам предлагалось оценить, насколько им подходит ряд утверждений о том, почему они выбрали учебу в США. Автономной мотивации соответствовали следующие объяснения: «Потому что я хотел чувствовать гордость за себя». Контролируемую мотивацию характеризовали такие утверждения: «Честно, я не знаю, почему я выбрал учебу в США».

Как уже говорилось выше, на адаптацию существенно влияет и характер самого студента. Например, повышенная экстраверсия и низкий уровень нейротизма способствуют более легкому привыканию молодых людей к новой среде. А трудности с коммуникацией, неуверенное владение языком, наоборот, могут провоцировать последствия, связанные с культурным шоком. Также студенты старшего возраста легче адаптируются к новым условиям, чем их более молодые «коллеги», считает Шелдон.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Молодежь не аполитична. Она просто ищет формат

Молодежь не аполитична. Она просто ищет формат

Новое поколение предпочитает переигрывать государство, а не менять его

0
1913
Молодежь назвала английский самым важным предметом

Молодежь назвала английский самым важным предметом

Елена Герасимова

Причины плохого знания иностранных языков – в сильном влиянии прежней методологии

0
1546
Детская бедность – новая системная проблема страны

Детская бедность – новая системная проблема страны

Анастасия Башкатова

Государственные социальные меры привели к обнищанию той категории населения, о которой думали меньше всего

0
9174
Сколько абитуриентов  из-за рубежа нужно России

Сколько абитуриентов из-за рубежа нужно России

Гульнара Краснова

Увеличить число иностранных студентов можно уже сегодня

0
2394

Другие новости

Загрузка...
24smi.org