0
2977
Газета Образование Печатная версия

17.05.2018 00:01:00

Высшая школа не укладывается в простые решения

Ректоры готовы предоставить все необходимые ресурсы для создания новой системы аккредитации вузов

Тэги: аккредитация, вузы, рособрнадзор


аккредитация, вузы, рособрнадзор Замминистра Григорий Трубников (на переднем плане) пришел к ректорам, чтобы услышать предложения по изменению аккредитации вузов. Фото с сайта www.hse.ru

Рособрнадзор готов обсудить с ректорами совершенствование системы аккредитации вузов, заявил руководитель службы Сергей Кравцов. Заявление это последовало вслед за критикой системы аккредитации вузов, прозвучавшей сначала на недавнем съезде ректоров России в Санкт-Петербурге, а позже – на совместном экспертном заседании ассоциации «Глобальные университеты» и Ассоциации ведущих вузов. Однако столь быстрая реакция Рособрнадзора скорее всего уже не остановит начавшийся рост вузовского «самосознания».

В 2017 году, сообщает Рособрнадзор, завершился пик массовых проверок вузов. «За четыре года мы проверили практически каждый вуз и филиал, работающие в нашей стране. Наша задача на ближайшую перспективу – перейти к системе аккредитации вузов, контрольно-надзорной деятельности и реальной оценке знаний, как это уже сделано в школьном образовании. Мы уже провели всю подготовительную работу, разработали оценочные процедуры, модель и готовы к ее внедрению в практику», – отмечает пресс-служба ведомства. При внедрении новой модели, сообщается в пресс-релизе, Рособрнадзор «заинтересован в ее широком обсуждении с участием ректорского корпуса, преподавателей ведущих вузов страны и экспертного сообщества».

Действительно, России нужна новая система оценки качества высшего образования. С этим все согласны, и ректоры в том числе. Но, как резонно заметил экс-министр образования и науки РФ, помощник президента России Андрей Фурсенко, не стоит ожидать, что новую систему разработает Рособрнадзор. «Точно так же как нельзя требовать от контролера в трамвае создания новой системы логистики, он всего лишь проверяет билеты», – дал образное сравнение Андрей Фурсенко на заседании ассоциаций. Ответственность за разработку новой системы, по мнению Фурсенко, должны взять на себя представители ведущих вузов, и сейчас для этого самый подходящий момент.

А руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев и вовсе предложил отменить аккредитацию вузов как изживший себя элемент. Она столь архаична, что сам Артемьев даже не смог вспомнить, где еще осталось нечто подобное. В других отраслях ничего такого нет – достаточно лицензирования, независимого надзора и контроля. «Нужно создать новую нормативную базу для добросовестной конкуренции с мощным надзором, уменьшить количество процедур и сделать их более объективными там, где это возможно», – предлагает он.

Последние 15 лет система оценки качества образования стала избыточной, констатируют ректоры. Вузы вынуждены нанимать специальных людей для взаимодействия с Рособрнадзором (есть пример, когда для аккредитации одной бакалаврской программы было подготовлено 212 документов на 2831 листах), рассказывает ректор Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ) Ярослав Кузьминов. Все это происходит на фоне постоянного обновления технологий и усиления роли образования в глобальной конкуренции за человеческий капитал.

Спасет ли положение с аккредитацией Рособрнадзора переход на цифру? Скорее всего нет. Переход на цифру облегчает работу бюрократической машины. Но проблема гораздо шире и глубже, чем борьба с «бумагой».

В ходе государственной аккредитации, предусмотренной законом «Об образовании в Российской Федерации», сегодня проверяется не качество образования, а технические условия реализации образовательного процесса. Проверяются кадровые, финансовые и материально-технические аспекты работы вуза, а также соответствие требованиям нормативных документов. Содержательные аспекты образовательного процесса, качество подготовки студентов и выпускников остаются за ее рамками, подчеркивали выступавшие на совещании ассоциаций.

Вместо того чтобы стимулировать улучшения, государственная аккредитация лишь фиксирует формальные недостатки. (Например, что лекцию прочитал ассистент, хотя не имеет на это права, или что в программу не включены обязательные лабораторные работы.) В результате она сдерживает внедрение в вузах инноваций, в том числе применение онлайн-курсов, открытие сетевых образовательных программ, развитие проектной деятельности, говорили на совещании ассоциаций.

Если аккредитация останется, то она, похоже, выйдет из-под единоличного влияния Рособрнадзора. Так настроены сегодня ректоры. По мнению Ярослава Кузьминова, процедура оценки вузов не должна быть исключительно государственной – необходимо привлекать к этой работе объединения работодателей, учитывать результаты независимых профессиональных экзаменов, которые с каждым годом охватывают все больше отраслей. От бинарной оценки качества (вуз или получает аккредитацию, или не получает) нужно перейти к градуированной, когда качество оценивается как очень высокое, достаточно высокое, среднее или «с вопросами».

В последнем случае вузы должны иметь возможность исправить ситуацию. Оценка качества образования должна быть прозрачна для тех, кого проверяют и ранжируют, подчеркнул ректор ВШЭ. От имени ассоциации «Глобальные университеты» и Ассоциации ведущих вузов Ярослав Кузьминов предложил разработать «дорожную карту» перехода к новой системе оценки качества образования.

А председатель Ассоциации ведущих университетов, ректор СПбГУ Николай Кропачев предложил обратиться с предложениями о переходе к новой системе оценки качества образования к президенту РФ Владимиру Путину. Для ее создания ведущие вузы готовы привлечь свои репутационные и кадровые ресурсы.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Вузы разделят на категории по качеству

Вузы разделят на категории по качеству

Наталья Савицкая

Вопрос объединения аккредитации и лицензирования в одну процедуру остается открытым

0
1489
Институту художественного образования и культурологии РАО отказано в госаккредитации

Институту художественного образования и культурологии РАО отказано в госаккредитации

0
987
Российские вузы-участники Проекта 5-100 отчитаются перед Советом по повышению  конкурентоспособности

Российские вузы-участники Проекта 5-100 отчитаются перед Советом по повышению  конкурентоспособности

0
1197
Трудно ли быть принципиальным проверяющим

Трудно ли быть принципиальным проверяющим

Наталья Савицкая

Качество экспертов не удовлетворяет ни ректоров вузов, ни Рособрнадзор

0
2021

Другие новости

Загрузка...
24smi.org