0
4469
Газета Образование Печатная версия

14.11.2018 18:14:00

Вузы разделят на категории по качеству

Вопрос объединения аккредитации и лицензирования в одну процедуру остается открытым

Тэги: высшее образование, вузы, аккредитация, лицензирование


246-8-1.jpg
Сергей Кравцов, бывший подчиненный
Ольги Васильевой, теперь во главе набирающего
мошь самостоятельного надзорного ведомства.
Фото с сайта www.obrnadzor.gov.ru

В высшем образовании идут нешуточные споры. А все потому, что вдруг пересеклись интересы сразу нескольких групп людей в вузовском сообществе, да и собственно в чиновничьем аппарате. Видимый предмет спора – аккредитация и лицензирование высших ученых заведений. Скрытый – движение финансовых потоков.

Когда несколько лет назад создавали вспомогательные службы внутри Министерства образования и науки, никто и не предполагал, что из этих организаций вскоре вырастет крупнейшая самостоятельная структура, подчиняющаяся сегодня напрямую правительству, – Рособрнадзор. Никто не предполагал, потому что в развитых странах мира аналога просто нет. Там у вузов академические свободы, а «централизации и вертикали», как у нас, нет. Рособрнадзор называют в вузовской среде «карательным органом», потому что он выносит приговоры вузам - продолжить работу или закрыть.

По существующим правилам лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается вузу Рособрнадзором и подтверждает его право на оказание услуг по реализации образовательных программ. В случае ее аннулирования университет обязан прекратить учить. Наличие свидетельства о госаккредитации подтверждает соответствие деятельности высшего учебного заведения федеральным государственным образовательным стандартам. В случае приостановления или лишения действия госаккредитации вуз по-прежнему может вести образовательную деятельность и выдавать документы собственного образца. Но не может выдавать дипломы установленного Министерством науки и высшего образования образца и гарантировать обучающимся отсрочку от службы в армии.

Также напомним, что и та и другая процедуры для вуза платные и недешевые. И, по словам ректоров, отнимают много моральных сил и времени. Сегодня есть претензии к аккредитации, которая должна бы проверять качество образования.

Напомним слова вице-премьера Татьяны Голиковой на заседании ассоциации «Глобальные университеты» о том, что очень много претензий предъявляется к качеству экспертов, которые оценивают соответствие вузов установленным требованиям. Их поставляют вузы. Но вот ректор Российского государственного гуманитарного университета Александр Безбородов в беседе с обозревателем «НГ» отметил, что на самом деле может быть вины вузов здесь и нет: просто желающих быть экспертами не так уж много. Не спешат и не хотят специалисты этой работой заниматься.

«Министерство науки и высшего образования готово пойти навстречу вузовским объединениям и совместить две процедуры оценки университетов в России – выдачу образовательной лицензии и государственную аккредитацию образовательных программ… » – говорится в материалах Минобрнауки к недавним парламентским чтениям в Госдуме РФ. То, что вузы согласны с таким подходом, озвучивал ректор НИУ Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов. Объединение процедур государственной аккредитации вузов и лицензирования, по его словам, можно завершить к лету 2020 года. Он же сообщал о том, что предложение готовы принять на всех уровнях государственной власти. Но среди ректоров и депутатов, собравшихся в Госдуме РФ для обсуждения данной темы, серьезное брожение умов по этому поводу. Все, с кем довелось поговорить «НГ», в один голос повторяют: «Не вижу смысла в процедуре объединения. Это совершенно разные вещи. Они проверяют разное. Зачем?»

В чем дело? Ведь только недавно было такое воодушевление – и все кричали, дескать, покончим с процедурой лицензирования как дублирующей. Убрать ее вовсе! Или соединить! Теперь, как объяснили «НГ», выясняется, что новая процедура аккредитации будет проходить «уж очень по-новому».

И этот вариант устраивает не всех. Ведь, в результате вузы могут быть разделены на несколько категорий в зависимости от уровней качества даваемого образования, например, «базовый уровень» или «продвинутый уровень». Как раз с делением вузов на категории по качеству, где переформатированные аккредитация с лицензией – фактический шаг признания такой дифференциации, и не согласны многие. Ведь вслед за признанием пойдет еще и финансирование по остаточному принципу неведущих высших школ, размышляют они. А значит, «богатые» вузы станут еще богаче. А бедные лишатся мечты.

Удивительно при этом, что во главе несогласных стоит не кто-нибудь, а сам ректор МГУ имени М.В. Ломоносова Виктор Садовничий. И противостоит он, по сути, ректору НИУ Высшая школа экономики Ярославу Кузьминову и ректору Санкт-Петербургского госуниверситета Николаю Кропачеву. То, что в стане большой вузовской тройки уже существует такое разночтение, – очень показательный момент…

Деление на группировки существует и на уровне чиновничьего аппарата, который курирует отрасль. Там, конечно, более явственно проступает деление на так называемых либералов и консерваторов. Первые надеются прорваться к финансовым потокам, чтобы побыстрей устроить «переворот» в образовании. Они фактически уже оторваны от прошлого. Их заявления порой звучат для населения как минимум неожиданно. Например, о ненужности и даже вредности для подрастающего поколения физматшкол.

«Консерваторы» же предлагают идти медленно вперед с оглядкой на прошлое. И параллельно у всех группировок идет «пригляд» на место руководителя Рособрнадзора. Всякая группировка мечтала бы туда продвигать своего представителя. И это понятно: в кулуарах Госдумы РФ среди ректоров ходят рассказы о стремительно повышающемся уровне жизни отдельных российских чиновников, стоящих рядом с функциями контроля.

Сегодняшние колебания ректоров мгновенно фиксирует и считывает Рособрнадзор. И вот уже появляется сообщение, что это ведомство предлагает «не спешить в вопросе реформирования системы государственной аккредитации вузов в России».

Дискуссии продолжаются. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Сколько лет можно просидеть на студенческой скамье

Сколько лет можно просидеть на студенческой скамье

Елена Герасимова

Министр Валерий Фальков не считает важным обговаривать сроки высшего образования

0
3130
Студентам учеба параллельна

Студентам учеба параллельна

Анастасия Башкатова

Проблема низких стипендий выходит за границы высших учебных заведений

0
3210
Образование и/или карьера

Образование и/или карьера

Игорь Аглицкий

О том, как совместить эти две цели обычному ученику

0
8991
В помощь студенческим семьям при университетах создадут детские комнаты

В помощь студенческим семьям при университетах создадут детские комнаты

Наталья Савицкая

Молодые мамы мечутся между кормлением младенцев и посещением лекций

0
9158

Другие новости