0
1867
Газета Образование Печатная версия

30.01.2019 16:24:00

Родители детей-инвалидов не хотят инклюзии

Новое исследование опровергает устоявшиеся стереотипы о безбарьерной среде

Тэги: образование, воспитание, инклюзия, дети, овз, инвалиды, безбарьерная среда


19-8-2.jpg
Без подготовки всего класса инклюзия
не принесет никаких воспитательных
результатов. Фото РИА Новости
Эксперты Общероссийского народного фронта (ОНФ) и фонда «Национальные ресурсы образования» подвели итоги мониторинга доступности образования для детей-инвалидов. И выяснили, что каждый третий родитель не хочет учить своего ребенка в условиях инклюзивного образования. Еще эксперты фонда считают, что для детей с ОВЗ по-прежнему не создана доступная городская среда.

В опросе приняли участие родители, воспитывающие детей с инвалидностью, из 68 регионов страны. Они же указали и причины, по которым дети не учатся в инклюзивных школах, это – отсутствие доступных коррекционных учреждений, специализированных групп в детском саду или школе, соответствующих специалистов, доступной среды, специализированного питания, отказ руководителей учебных учреждений принимать ребенка с инвалидностью.

Цифры интересные, потому что среди директоров школ и чиновников распространена такая точка зрения, что все родители детей с ОВЗ стремятся во что бы то ни стало отдать ребенка в инклюзивную школу. Даже при наличии коррекционных школ они делают выбор в пользу инклюзивной, потому что наслушались «пропаганды». И директорам приходится прилагать усилия, чтобы помочь им сделать осознанный выбор.

На самом деле тема инклюзии достаточно сложная и острая. То там, то здесь вспыхивают скандалы, слухи, битвы родителей. Из недавних – история про московских жителей одного подъезда, которые сломали пандус, сделанный для местного мальчика-инвалида, колясочника. Все это из-за недостатка так называемой инклюзивной культуры у общества. Английские исследователи Тони Бут и Мэл Эйнскоу, авторы книги «Показатели инклюзии», считают, что в стране, развивающей эту тему, все должно быть построено по трем осям. Первая – инклюзивная политика. Вторая – практика. И третья – культура. И в этом случае получается, что политика – это когда не указание сверху «построить инклюзию в стране», а именно выбор самих граждан. Практика – это не просто пандусы и безбарьерная среда, а еще и мелодичный звонок в школе, чтобы не напугать ребенка-аутиста громким сигналом. А культура – наличие такой атмосферы в учебном заведении, которая создает особые отношения, ценности, сплоченность.

На одном из семинаров в Высшей школе экономики (НИУ) приводился такой пример. В классе появился мальчик с инвалидностью. С его одноклассниками, разумеется, никаких занятий не провели. Просто школой были взяты обязательства по инклюзии, вот она и приняла ребенка-инвалида. И в результате мальчик все время был один: девочки косились, мальчишки толкали его. Одна из мам наблюдала за играющими детьми на улице и рассказала потом родителям, что он, когда рядом кувыркались в снегу другие дети, тоже пытался заехать на коляске в сугроб. И был счастлив, что может делать что-то, как все. Разумеется, ему никто из одноклассников в этот момент не помогал. Все дети были заняты своим делом. Во втором полугодии директор школы спохватился, и в классе появился другой преподаватель – психолог, которая уже понимала, что такое инклюзия, и стала готовить ребят к тому, что есть «иные» дети. Только к тому времени мальчик-инвалид сначала заболел и перестал ходить на занятия, а потом и вовсе ушел из этой школы.

То есть без работы с классом инклюзия не может принести тех воспитательных результатов, которых от нее ждут. И «гонки» здесь не нужно.

А обычным детям она может многое дать. У них возникает, как говорят специалисты, безбарьерное мышление. Дети становятся более заботливыми, научаются выстраивать коммуникацию с разными людьми. У ребенка же инвалида, который попадает в инклюзивную среду и видит, как и чем живут другие дети, процесс развития тоже ускоряется.

Французский социолог Пьер Бурдьё, исследователь образования, сравнивая инклюзивное и специальное образование, отмечает их разницу в том, что в делении на специальное коррекционное и обычное образование главенствует медицинская модель. Согласно этой модели, сложности в обучении – это индивидуальная проблема, то есть диагноз. И некоторые дети лучше себя чувствуют в специальных классах. Это тоже нельзя сбрасывать со счетов. Но только сегодня эксперты в голос жалуются, что коррекционные школы сокращаются. При этом расходы на обучение ребенка на платной основе в реабилитационных центрах или частных образовательных организациях часто высоки. По опросам ОНФ они варьируются: на дошкольное – от 32 тыс. до 300 тыс. руб., на общее – от 30 тыс. до 500 тыс. руб., на дополнительное – от 52 тыс. до 400 тыс. руб.    

 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Диплом имеет значение только до 25 лет

Диплом имеет значение только до 25 лет

Елена Герасимова

0
2630
Узкопрофильные вузы – это вчерашний день

Узкопрофильные вузы – это вчерашний день

Наталья Савицкая

Для экономики страны нужны институты с набором самых разных направлений подготовки

0
2108
Священник никогда не станет отцом

Священник никогда не станет отцом

Милена Фаустова

Директор католического института рассказал «НГР», как бороться со злом в церкви и чего не хватает российскому образованию

0
2635
Языковые протесты в Латвии пройдут под красными флагами

Языковые протесты в Латвии пройдут под красными флагами

Екатерина Трифонова

Реформа образования вызывает возмущение уже и у латышей

0
1304

Другие новости

Загрузка...
24smi.org