0
1940
Газета Образование Печатная версия

29.05.2019 16:44:00

Почему учителю не нужно смотреть мальчику глаза в глаза

Пермская школа задала почин по дифференцированному приему в первый класс

Тэги: первый класс, прием, проходной балл, девочки, мальчики, гендерный принцип, пермь


первый класс, прием, проходной балл, девочки, мальчики, гендерный принцип, пермь Девочки развиваются быстрее, чем мальчики? Так почему бы это не принять во внимание? Фото PhotoXPress.ru

Как сообщил пермский новостной канал 49.ru, в гимназии № 4 г. Перми сделали при приеме в учебное учреждение разный проходной балл для девочек и мальчиков. Для девочек он составил 69,1, для мальчиков – 65,7. Выписку из решения приемной комиссии вывесили на стенде гимназии. Случай заинтересовал не только СМИ, но и власти региона.

Как оказалось, решение проводить дифференцированный прием в первый класс не было спонтанным. Школьное начальство сослалось на международные исследования и данные психолого-педагогической экспертизы. 

И дествительно, просто масса подобных исследований базируется на данных PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся) и других опросов. Например, крупномасштабное исследование, проведенное нидерландскими учеными, показало, что чем больше доля девочек в школах, тем лучше учатся подростки мужского пола. (Отчет о работе опубликован в журнале School Effectiveness and School Improvement за 2017 год.)

Там приводятся цифры, что девочки опережают сверстников-мальчиков по большинству показателей школьной успеваемости. Чтобы понять, почему это происходит, сотрудники Утрехтского и Неймегенского университетов провели многофакторный анализ данных, полученных в рамках Программы международной аттестации школьников (PISA). В распоряжении ученых была информация о более чем 280 тыс. 15-летних учащихся 10,5 тыс. школ в 33 странах – членах Организации международного сотрудничества и развития.

Исследователи проанализировали влияние на успеваемость таких факторов, как соотношение полов, доступные школам ресурсы, социоэкономическое положение учебных заведений, квалификация педагогов и др. По двум причинам основным показателем успехов в учебе было выбрано чтение. Во-первых, оно является ключевым навыком для изучения остальных предметов (в том числе математики и естественных наук), а во-вторых, межполовые различия в навыках чтения учеников разных школ гораздо более заметны, чем разница в математической и естественно-научной успеваемости.

Выяснилось, что навыки чтения, измеренные по разработанной PISA шкале, значительно лучше в тех школах, где 60 и более процентов учащихся составляют девочки. При этом успехи девочек по сравнению с мальчиками больше зависели от социоэкономического уровня школ.

Татьяна Черниговская, известный российский ученый в области нейронауки и психолингвистики, член-корреспондент Российской академии образования (РАО), приводя в своих лекциях обобщенные данные исследований, рассказывает нам о разнице между мальчиками и девочками. Мальчики обладают большей моторной активностью, именно поэтому им надо позволить интенсивнее двигаться на переменах. Они более ригидны,  и это означает, что им надо дать время спокойно переключиться с задания на задание. У них на 35% меньше проводящие пути в улитке уха, поэтому, кстати, мальчиков лучше сажать за первые парты, ближе к учителю. Юных представителей мужского пола может раздражать прямой взгляд глаза в глаза, поэтому в беседе с ними учителю лучше не сверлить их глазами. У мальчиков более развито чувство соперничества, поэтому их надо чаще хвалить.

Учитывая даже только эти данные, сразу понимаешь, почему 70% мальчиков имеют низкие оценки по учебным предметам. И почему  у 80% парней проблемы с дисциплиной.  А еще – почему у них в три раза больше проблем в эмоциональной сфере. И почему в возрасте 10–12 лет в два раза больше мальчиков, склонных к суициду. Гораздо меньший процент из них хорошо читают и понимают текст и т.д.

В общем, принимая во внимание модные ныне тенденции о разделении классов по гендерному принципу в обучении, администрация пермской школы пошла тем не менее своим, оригинальным путем. (Напомним, что учить мальчиков и девочек раздельно пытались еще в дореволюционной России, после 1917-го эту практику искоренили. И вновь вернулись к ней в начале 90-х годов прошлого века. Не в массовом порядке, конечно, а в виде частных каких-то случаев. Сегодня количество таких школ исчисляется несколькими сотнями, но от года к году растет количество приверженцев раздельного обучения.)

Только в школе, о которой шла речь выше, не стали делить классы по гендерному признаку – на классы девочек и классы мальчиков. А попытались, создавая смешанные детские коллективы, обеспечить им еще на входе равные условия. Дескать, ну мальчики же не виноваты, что в силу своих природных задатков они отстают от девочек, поэтому могут и не попасть в элитный гимназический класс.

Увы, почин не был оценен, родители девочек почему-то не вдохновились доводами администрации и сделали «экспериментальный» случай достоянием публичным. Школа элитная, учиться в ней мечтают многие. А тут какие-то льготы отдельно мальчикам.

Интересно, что администрацию города заинтересовал этот яркий эпизод даже не в связи с тем, что мальчикам дали какие-то поблажки, а в связи с тем, что школа вообще устроила конкурс при поступлении детей. Отсюда, кстати, можно сделать вывод, что власти региона иной раз бывают и не в курсе, что отдельные школы проводят отборочные испытания при наборе в первый класс.

По федеральному законодательству учреждения имеют право проводить отбор на программы углубленного изучения только с пятого класса. Но возможно, назрела необходимость сдвинуть возрастные рамки, задумались сегодня в Перми. Для решения проблемы, как пообещало местное начальство, создадут рабочую группу, в которую войдут руководители образовательных учреждений города, сотрудники прокуратуры, представители общественных организаций. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Международный Дягилевский фестиваль завершился музыкой прощания и звуками стройки

Международный Дягилевский фестиваль завершился музыкой прощания и звуками стройки

Надежда Травина

Молоток и его Мастер

0
1441
На Дягилевском фестивале – поспешай медленно

На Дягилевском фестивале – поспешай медленно

Надежда Травина

В Перми представили "Гиену", "Идоменея" и концерт византийских песнопений и музыки Арво Пярта

0
1774
Общий объем контрольных цифр приема в 2019 году составил 509,2 тыс. мест - Голикова

Общий объем контрольных цифр приема в 2019 году составил 509,2 тыс. мест - Голикова

0
816
Казахстан перенимает опыт Узбекистана

Казахстан перенимает опыт Узбекистана

Виктория Панфилова

Токаев будет общаться с гражданами в режиме on line

0
2222

Другие новости

Загрузка...
24smi.org