0
9608
Газета Образование Печатная версия

10.07.2019 17:30:00

Директоров школ увольняют за плохой ЕГЭ

Регионы возвращаются к старой практике оценивания руководителей по отличникам и двоечникам итогового экзамена

Тэги: регионы, школа, директор, егэ, набережные челны


регионы, школа, директор, егэ, набережные челны Директор школы – и управленец, и учитель с большой буквы, и на ЕГЭ... игрец. Фото PhotoXPress.ru

Интересное решение для повышения качества сдачи ЕГЭ нашли в Набережных Челнах. Там мэрия города не стала продлевать контракты с директорами нескольких учебных заведений. По словам мэра, задача руководителей школ – обеспечивать качество знаний. И никакие отговорки типа «только разбежался, а тут и земля кончилась» неприемлемы, цитируют местные информационные агентства комментарии мэра. Напомним, что подобный опыт уже был. Правда, по шапке тогда получали губернаторы. Даст ли нынешняя практика дамоклова меча ожидаемые результаты – сказать сложно. Как бы с новой силой не проявила себя коррупция…

Пять лет назад указом президента РФ Владимира Путина убрали из критериев оценки эффективности деятельности губернаторов «долю выпускников школ, которые не сдали ЕГЭ, относительно числа всех выпускников в регионе». Убрали, потому что «интерпретация» этого показателя иногда заметно влияла на результаты экзамена. Именно этот пункт повышал коррупционную составляющую ЕГЭ. Конечно, директор школы – это не губернатор. Он не может поднять трубку и приказать главе образования региона: «Что у тебя там за ситуация с ЕГЭ? Исправь!», но что-то и он может, будучи на своем скромном посту. Ведь большинство пунктов проведения экзамена (ППЭ) находятся именно в школе. Так зачем, скажите, создавать почву для сильного начальствующего искушения?

С другой стороны, и ротация директорских кадров – не такой уж плохой ход. Вливать свежую управленческую кровь время от времени необходимо. А найти убедительный для всех повод расстаться с руководителем школы довольно трудно. Не секрет, что в регионах директоров школ назначают в основном по степени лояльности к местному начальству. Серьезных конкурсов на должность не проводится. Директор школы там – это больше хозяйственник, нежели педагог с большой буквы, а тем более новатор или просто хороший предметник. 

Гонка за результатом ЕГЭ – тоже отдельный повод для разговора. Как отмечают эксперты, в этом году на 200% побит рекорд по сильным ученикам. А вот двоечников стало чуть больше.

 Рекорд Руслана Салимгареева – единственного российского выпускника – 2018, набравшего по результатам ЕГЭ 400 баллов, в новом сезоне побили сразу два человека. Планку взяли екатеринбурженка Анастасия Пределина и Даниил Дрябин из Тульской области. Предметный выбор обоих оказался одинаковым: они сдавали математику профильного уровня, русский язык, физику и информатику. Имена школьников прогремели по всей стране, а вместе с ними номера школ. Учителя выпускников получили свою толику славы. Директора школ, разумеется, тоже…

Только может ли быть хороший результат ЕГЭ достижением одной школы? «Это может случиться при условии фантастической работоспособности самого школьника, обязательного участия в этом деле хороших наставников (преподавателей, готовивших его к олимпиадам) и благодаря еще каким-то дополнительными возможностям», – прокомментировала нам успехи школьников учительница химии из Кургана Ирина Верховых, не первый год участвующая в подготовке учеников к ЕГЭ. Вот и Анастасия Пределина утверждает, что успеху предшествовала основательная подготовка: участие в олимпиадах, решение пробных заданий повышенной сложности, просмотр онлайн-лекций, посещение дополнительных курсов.

А сотрудники Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ) выяснили, что неравенство регионов в борьбе за лучший ЕГЭ все-таки присутствует. Некоторые абитуриенты, по данным их исследований, находятся в более выгодных условиях только из-за своего географического положения. Выпускники в богатых регионах пишут ЕГЭ лучше своих дотационных соседей. Чем дальше на восток, тем меньше вероятность успеха. И также в школе с хорошим финансированием ребенок из обеспеченной семьи имеет больше возможностей в Краснодаре, чем во Владивостоке. Новые победители в принципе подтверждают данное наблюдение.

Но кроме местожительства важен личностный фактор. Новостные агентства цитируют Даниила Дрябина, который сказал на пресс-конференции, что стал победителем благодаря самообучению. Способность к самообучению сегодня выходит на первый план, комментирует его слова «НГ» президент Российской школьной библиотечной Ассоциации (РШБА) Татьяна Жукова. «Но этому навыку надо тоже научиться. И прежде всего важно научиться много читать. Причем именно с бумажного носителя», – говорит она.

Еще одно важное условие для отличного ЕГЭ – найти своего учителя. Практически все набравшие 100 баллов имели за плечами победы на Всероссийских олимпиадах. Все победители интеллектуальных соревнований, с которыми мне довелось говорить ранее, рассказывали, что большую роль в их жизни сыграли наставники. А находили они их самым разным способом. Рассказывают: пошел в кружок  детского научного творчества за компанию, а там его заметил талантливый учитель. Или узнал от одноклассника о таком-то репетиторе. Или родители узнали от родителей одноклассника о каком-то феноменальном учителе и т.д.

И еще очень важный момент - самодисциплина и способность к самостоятельной работе. Даже если взять репетитора, без усидчивости самого ребенка, поддерживаемой им самим мотивации и постоянной работы над заданиями больших успехов не достичь. Например, ученик прошлого года, набравший 400 баллов на ЕГЭ, Руслан Салимгареев, рассказывал, из чего состояла его подготовка. Мало того что он постоянно прорешивал демонстрационные варианты ЕГЭ в школе, он еще занимался индивидуально с репетитором и проходил скайп-консультации на каникулах. Покупал известные пособия авторов, о которых много слышал. У будущего победителя ЕГЭ был примерный план дел на каждый день, потому что к определенному дню нужно было пройти определенную тему, прорешать ряд заданий, накопить вопросы. Школьник даже выработал особый режим дня: готовился к экзамену утром, потому что к вечеру продуктивность подготовки обычно падает.

Увеличившееся число победителей с 400 баллами по ЕГЭ смягчило картину результатов нынешнего сезона. Ведь стобалльников в 2019 году стало меньше. И не будь абсолютных победителей – об этом бы говорили громче. По данным Рособрнадзора, число выпускников, набравших 100 баллов на едином государственном экзамене (ЕГЭ) по русскому языку, уменьшилось почти на 30% по сравнению с 2018 годом. И по предварительным данным, незначительно увеличилось число выпускников, не преодолевших минимальный порог. Точные цифры пока не оглашают. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Региональная политика 25-28 марта в зеркале Telegram

Региональная политика 25-28 марта в зеркале Telegram

0
291
Сэнсэй-заика

Сэнсэй-заика

Вера Бройде

Непростые уроки японского

0
673
Переезд молодежи в крупные города ухудшает демографические перспективы

Переезд молодежи в крупные города ухудшает демографические перспективы

Михаил Сергеев

А низкая мобильность рабочей силы в РФ создает проблемы для экономики

0
1904
"Неуд" за поведение – новая классная реальность

"Неуд" за поведение – новая классная реальность

Елена Герасимова

Свежие инициативы общественников отдают нафталином

0
1666

Другие новости