0
1896
Газета Образование Печатная версия

23.10.2019 17:00:00

"Смыслообразующим" профессиям дали зеленый свет

Бесплатное второе высшее скоро станет необходимостью

Тэги: второе высшее, бесплатное образование, профессии, смыслы


второе высшее, бесплатное образование, профессии, смыслы Преподаватели театральных вузов рассказали, во что выгодно вливать финансовые ресурсы сегодня. Фото с сайта www.kremlin.ru

Президент РФ Владимир Путин заявил, что в России можно сделать бесплатным второе высшее образование для учебных заведений, где готовят режиссеров, сценаристов и других специалистов «смыслообразующих профессий». Все задумались, что это за профессии такие.

Спрос на второе высшее образование только растет. А в будущем оно вообще может стать необходимым для всех. По крайней мере, если верить обещаниям, что вскоре к нам придет непрерывное образование. Наверняка оно задумывалось не только для поддержания на плаву вузов, а еще и для покрытия образовательных нужд населения. Но сегодня второе высшее платное. И плата совсем не маленькая. Поэтому к словам президента о возможном бесплатном образовании хотя бы для какой-то узкой категории специальностей все прислушались с замиранием сердца.

Если посмотреть на статистику успеха, то очень многие известные люди искусства получили второе высшее образование. Или, кстати, не получили вовсе… Как, например, Иван Демидов, член Общественного совета при Министерстве культуры, в прошлом телеведущий, продюсер и медиаменеджер. Если смотреть на список режиссеров, добившихся признания, то собственно с режиссерским дипломом театрального вуза среди них людей не так уж много. Образование у них самое разное. Например, музыкальное образование у Петра Фоменко. Техническое у Анатолия Васильева, Леонида Хейфеца. И Институт культуры у Сергея Женовача. И ко второму высшему, судя по всему, они не особенно стремились. Другое дело – сегодня.

Систему приема в театральные вузы нельзя назвать совершенной. Во-первых, она подвержена коррупции, просто потому что не бывает в государстве, где она цветет махровым цветом, отдельно некоррупционной системы отбора талантов. Во-вторых, прием требует определенной подготовки от поступающих. Сколько известных артистов говорили в своих интервью о том, что не поступили в театральный вуз с первого раза. А потом подучились где-то и прошли. В-третьих, талант может просто не проявиться сразу. Так что дать взрослым людям шанс осуществить свою мечту – что может быть гуманней.

Разговор о втором высшем образовании для вузов культуры поднимался не раз. И каждый раз от него отказывались под предлогом, что в этом случае надо его делать бесплатным для всех. Например, в 2008 году в Государственную думу РФ был внесен законопроект, в котором депутаты предлагали позволить бесплатно получать второе высшее образование по некоторым специальностям в сфере культуры и искусства. Но вариант не прошел.

На самом деле бесплатным вторым высшим вузы не полностью обделены. Во-первых, выпускники бакалавриата имеют возможность поступить на вторую ступень высшего образования – магистратуру. Причем закон не запрещает абитуриенту перейти на смежную, принципиально новую профессию при переходе на последующую ступень.

 Бакалавр экономики может бесплатно поступить (если внутренние правила вуза это разрешают) на магистрат по направлениям смежных профессий – финансовое дело, банковские операции и т.д.  Кстати, во многих странах мира временные рамки обучения на бакалавриате ограничены тремя годами. Это позволяет студенту варьировать с магистратурой, если сначала направление было выбрано ошибочно. В том же ГИТИСе, например, студента обучают четыре года. Разумно открывать магистратуру в виде мастерских у маститых режиссеров.

Во-вторых, сегодня появились институты, работающие с готовыми проектами. То есть в учебное заведение берут уже выпускника вуза, который занят на определенном проекте и перспективен в будущем. Например, киношколы, которые работают с производителями кинопродукции в тандеме. Или, как создатели известного института «Стрелка», занимаются постдипломной программой. 

Теперь обратимся к той части фразы президента, где речь шла о смыслообразующих профессиях. Что это такое? Еще в Петровскую эпоху известный государственный деятель Василий Никитич Татищев разделил все виды труда по критерию добра и зла для человека на «нуждные» (экономика, медицина, право), «полезные» (риторика, грамматика, «мафематика» – арифметика, «землемерие», механика, астрономия), «щегольские, или увеселяющие» (поэзия, «танцевание», живопись, «вольтежирование» – гарцевание на лошади), «любительские, или тщетные» (астрология, физиогномика, алхимия) и «вредительные» (колдовство, ворожба). 

 В начале прошлого века экономист Станислав Струмилин предложил свою классификацию профессий по самостоятельности человека в труде. Он выделил рефлекторный труд (вертельщик ручки ручной мельницы), полуавтоматический привычный труд (машинистка), шаблонно-исполнительский труд по указке (работа на станке), самостоятельный труд в пределах задания (инженер, учитель, врач), свободный творческий труд (ученый, организатор хозяйства, политический деятель). 

Кстати, Сергей Струмилин также сделал выводы о высокой рентабельности обучения в вузах преимущественно малоимущих выходцев из рабочих и крестьян. «Нищие» студенты подтверждали, закончив вуз, окупаемость бесплатного высшего образования и свое содержание за государственный счет.

«Смыслообразующие – это гуманитарные науки, – прокомментировал «НГ» новый термин ректор Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) Александр Безбородов. – Другое дело, что сегодня с приходом цифровых технологий стирается грань между техническими и гуманитарными науками. Если гуманитарные науки являются смыслообразующими, то они напрямую обогащают весь комплекс наук о человеке, земле, о техносфере. 

Это действительно крайне важно. Важный философский вопрос. И я думаю, он не просто так был поднят на встрече с людьми, которые управляют душами людей. Все-таки режиссер – это очень серьезная профессия, это властитель дум, который может выражать свою позицию в обществе и наполнять ее смыслами. Но только важно, чтобы при этом была хорошая гуманитаристика в обществе. Общество должно быть готово к принятию этих смыслов. Например, если вы возьмете поколение, которое жило при социалистическом строе, то оно тогда «знало», что еще при жизни попадет в коммунизм, и эти смыслы формировались по партийной линии». 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Повесть о том, как губернатор Ульяновской области Сергей Морозов помогает чиновникам освоить новые профессии

Повесть о том, как губернатор Ульяновской области Сергей Морозов помогает чиновникам освоить новые профессии

Алкей

Гондольеры, кучеры, тореадоры

0
1567
Школа старшеклассников: интересы, увлечение и мечта по вузовской системе

Школа старшеклассников: интересы, увлечение и мечта по вузовской системе

Татьяна Астафьева

В Москве в медицинских классах старшие школьники могут заниматься на оборудовании, которое используют и студенты вузов.    Фото с сайта www.sch2054.mskobr.ru

0
1897
Токарь-универсал c кругозором из XIX века

Токарь-универсал c кругозором из XIX века

Наталья Савицкая

Чиновники предлагают все более и более экзотические способы подготовки рабочих кадров

0
1608
Экономике нужны водители, врачи и слесари

Экономике нужны водители, врачи и слесари

Анастасия Башкатова

Дешифровщики космических снимков не пользуются спросом у работодателей

0
2765

Другие новости

Загрузка...
24smi.org