0
12284
Газета Образование Печатная версия

28.07.2021 18:43:00

Английский язык теперь относят скорее к хобби

На усмотрение семьи оставили вопрос обучения второму иностранному в школе

Тэги: школа, предметы, иностранный язык, нововведение, второй иностранный, мнение


школа, предметы, иностранный язык, нововведение, второй иностранный, мнение Настоящий учитель иностранного языка всегда знает, как пробудить мотивацию школьника. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru

Нововведение со вторым иностранным языком навевает на педагогов грустные мысли. Хотя все и вполне ожидаемо, делятся они с «НГ». Отношение даже к первому иностранному все чаще как к «хобби», говорят рядовые учителя. Даже высокопоставленные спикеры иногда «проговариваются», что не за горами то время, когда все мы будем «ходить с карманными переводчиками и коммуникация на любом языке станет доступной абсолютно всем».

Второй иностранный язык в российских школах не является обязательным, заявил на днях министр просвещения РФ Сергей Кравцов. «В соответствии со стандартом введение второго обязательного языка определяется школой с учетом мнения родителей», – отметил он. Кравцов также напомнил, что ранее министерство приняло решение по отмене обязательного единого государственного экзамена по иностранному языку.

Напомним, что в нижней палате парламента поддержали введение Министерством просвещения РФ государственных федеральных образовательных стандартов, предусматривающих необязательность изучения второго иностранного языка в школах. Как сообщил первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин ИА «Москва», по сравнению «с советскими временами в школе очень сильно изменился учебный план. Русский язык, литература, история, география сокращены от 15% до 1,5 раза. Единственный предмет, который увеличился более чем вдвое, – иностранный язык. Его теперь изучают со второго класса. Правда, насколько дети стали его лучше знать – отдельный вопрос». Он также отметил, что, согласно опросу, учителя заявили о нехватке преподавателей иностранного языка в ряде школ. Естественно, как при этом учить двум иностранным языкам? В общем, отмена – мера своевременная.

По данным опросов Общероссийского народного фронта (ОНФ), больше всего родители российских школьников недовольны качеством преподавания иностранного языка. Так, 19% считают, что их ребенка обучают этому предмету плохо, 38% хотят, чтобы он преподавался лучше. А среди направлений, необходимых для развития школьников, родители учеников выделили следующие: профориентационные занятия (55%), дополнительные занятия по предметам и подготовка к экзаменам (44%), иностранный язык (44%), физкультура (43%), умение публично выступать, вести дискуссии и дебаты, а также умение оказать медицинскую помощь себе и другим людям (по 36%).

Учителя иностранных языков, в свою очередь, тоже имеют к преподаванию претензии. Количество часов по иностранному языку, по их мнению, явно недостаточно для качественного изучения. Но только как быть с тем, что в других странах языку уделяют ровно столько же времени в школе, что и у нас, а конечные результаты там совсем другие. Для сравнения: в школах Швеции и Финляндии изучение английского начинается в третьем классе (с 10 лет), то есть даже на год позже, чем в России. И это не мешает этим странам занимать ведущие позиции в рейтинге англоговорящих стран.

У нас иностранный язык дается дважды в неделю, девять месяцев в году и 10 лет. 720 академических часов в итоге. И дети на чужом языке все равно не говорят. Между тем, по подсчету Cambridge English Language Assessment, за 700–800 часов можно достичь реального С1 (advanced – продвинутый уровень знания языка) по международной шкале CEFR (Общеевропейские компетенции владения языком).

При ответе на этот вопрос ссылаются на ту версию, что дети знают плохо, потому что «хорошие пособия международных издательств не пропускаются Министерством образования». Что ж, поинтересуемся об этом и других мифах о школьном иностранном языке у практиков. Учительница немецкого (второго языка) одного из крупных образовательных центров столицы Светлана Р. (на условиях анонимности) рассказала «НГ», что учителя обычно редко обходятся одним учебником. Большинство вносят дополнительные источники в образовательный процесс. Сами же учебники и совершенствуются, и переиздаются. Кроме того, учеников делят на группы слабых, средних и сильных. К каждой группе преподаватель старается найти свой подход. Но современный учебный процесс имеет и свои «особенности», игнорировать которые сложно. Например, перевод для понимания текста на дом сегодня задавать бессмысленно. Дети забивают текст в онлайн-переводчик и получают оттуда вариант. И мотивация у детей при этом пропадает.

Часто звучат обвинения, что в учебниках много дается грамматики, что делает их более «формализованными». Но грамматика, говорит наша собеседница, нужна, потому что она учит логике, расширяет кругозор. В этом отчасти и кроется большой смысл изучения языка в школе. Если донести до ребенка, что грамматика иностранного языка работает по понятным, осмысленным законам, то ему будет гораздо проще экспериментировать с языком и составлять самому словарные конструкции, а не только повторять то, что он зазубрил.

Еще популярна такая тема, что в нашей школе не та «методика». Дескать, не учат у нас тому, что ошибки – это часть нашей жизни и, лишь ошибаясь, мы учимся делать что-то правильно. В итоге большинство детей боятся на уроках даже рот раскрыть: «Вдруг я что-то скажу не так и учитель поставит двойку?» Да, говорит собеседница, ЕГЭ в школе оценивают ученика так, как это заложено в шкале оценивания. Но у современных детей все меньше комплексов на этот счет и все больше лени. Дети не желают трудиться. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Фемида слепо верит экспертизе

Фемида слепо верит экспертизе

Екатерина Трифонова

Суды неохотно проверяют заключения назначенных специалистов

0
803
 Выставка "Русский сад"

Выставка "Русский сад"

0
381
Контрольные работы занимают до 35% учебного времени

Контрольные работы занимают до 35% учебного времени

Елена Герасимова

Психологи уже всерьез говорят о состоянии постоянного стресса у детей

0
1388
Зачем нужны единые учебники

Зачем нужны единые учебники

Игорь Аглицкий

Методички и пособия не просто приложение к педагогу, а необходимый элемент образовательного процесса

0
1136

Другие новости