0
23620
Газета НГ-Энергия Интернет-версия

08.04.2008 00:00:00

Голодные, беднеющие и богатые

Нина Пусенкова

Об авторе: Нина Николаевна Пусенкова - кандидат экономических наук, старший научный сотрудник ИМЭМО РАН, Московский центр Карнеги.

Тэги: нефть, ннк


нефть, ннк ННК постепенно превращаются в новое поколение государственных МНК – вертикально-интегрированных и работающих по всему миру.
Фото Reuters

Название «национальная нефтяная компания» (ННК) обманчиво. Оно соответствует действительности, если под «национальной» подразумевать «государственная». Но с оговорками. В ряде стран очень медленно идет частичная приватизация ННК (хотя для многих это – политическое табу). У государства осталось 90% китайской СNPC, 74% индийской ONGC, 62,5% норвежской StatoilHydro, 60% оманской PDO, 55% китайской Sinopec, 32% бразильской Petrobras, сейчас продается 10% колумбийской Ecopetrol. Обсуждается возможность частичной приватизации нефтянки Кувейта. Если эти компании продемонстрируют более высокую эффективность, может, задумаются и другие┘

Но название полностью обманчиво, если воспринимать «национальную» как антоним «международной». Есть мнение, что МНК работают по всему миру (Chevron – в 180 странах, Shell – в 130), а ННК – только в своей стране. Это неверно. Национальные компании тоже идут за рубеж. Масштабы их экспансии пока не сопоставимы с МНК, но ННК и начали позже, а наиболее успешные очень быстро расширяют свое иностранное присутствие. Так, бразильская Petrobras в 1997 году работала лишь в 11 странах, а сейчас – в 27 и рвется на азиатский рынок.

Интересно, что компании из нефтедобывающих стран не только проникают в переработку и сбыт развитых государств, о чем говорилось в февральской статье, но и идут в геологоразведку и добычу своих развивающихся собратьев. Активность такой экспансии зависит от объемов и выработанности их собственных углеводородных запасов.

ННК бывают трех видов – если судить по объему запасов.

Богатые. Это компании стран ОПЕК, кроме индонезийской Pertamina, которые обладают огромными запасами углеводородов, и в перспективе останутся чистыми экспортерами.

Некоторые из них, несмотря на свои полные кладовые, задумываются о будущем. Так, Sonatrach из богатого газом Алжира (его запасов хватит на 53 года), надеясь удвоить добычу и экспорт голубого топлива к 2020 году, работает в Перу, Боливии, Ираке, Йемене, Судане, Ливии, Мали, Мавритании, Венесуэле, вместе со Statoil осваивает морские месторождения Египта. Компания стремится к диверсификации – ее топ-менеджер подчеркивает: она «не хочет быть ограничена только одним источником углеводородов, сколь надежным и перспективным он бы ни казался».

Другой пример – Кувейт, обеспеченный нефтью и газом более чем на 100 лет. Проблема страны – ее географическое положение, поскольку нефть можно вывозить только танкерами через Персидский залив. Отчасти поэтому уже в 1990-х годах КРС пошла в геологоразведку и добычу Австралии, Конго, Египта, Индонезии, Туниса и Йемена.

Беднеющие. Это компании с истощающимися запасами нефти и газа, которые в ближайшем будущем начнут (или уже начали) импортировать нефть и газ для своих нужд (Petronas, Pertamina, Pemex, StatoilHydro).

Так, Statoil в ответ на сокращение ресурсной базы Норвегии (нефти там осталось на девять лет), стала не только оптимизировать эксплуатацию нефтяных запасов страны и добывать газ (его хватит на 33 года), но и отправилась работать в Азербайджан, Алжир, Анголу, Венесуэлу, Великобританию, Египет и Китай.

После слияния с Norsk Hydro международная экспансия StatoilHydro, которая и так присутствует в 40 странах, вероятно, активизируется. Ведь благодаря объединению возрастают их финансовые, технологические и производственные возможности. К тому же слияние должно нормализовать отношения между ними. До него складывалась парадоксальная ситуация: две государственные компании по отдельности выходили на мировую арену, зачастую не сотрудничая, а соперничая за привлекательные активы.

Petronas из Малайзии с доказанными запасами нефти, достаточными на 15 лет, и газа – на 41 год, ведет деятельность в 38 странах, в том числе в секторе разведки и добыче 23 государств (Алжира, Анголы, Бахрейна, Бенина, Камеруна, Чада, Египта и так далее).

Голодные. Это компании из стран, имеющих собственные запасы нефти и газа, но очень быстро растущие. Поэтому их потребности в энергоресурсах резко вырастают, и они крайне агрессивно ищут источники углеводородного сырья за рубежом. Это китайские CNPC, Sinopec, их младший брат CNOOC и индийская ONGC.

Китайские компании

Начиная с 1993 года, когда Китай стал чистым импортером нефти, участие в зарубежных нефтегазовых проектах стало вопросом жизни и смерти для китайских компаний. Нефти в Поднебесной хватит всего на 12 лет (хотя с природным газом ситуация лучше – его достаточно на 42 года). Так что компаниям приходится искать новые источники энергоресурсов в стране и за ее пределами и щедро инвестировать за рубежом.

Правительство Китая к концу 1990-х годов осознало: для обеспечения устойчивого экономического роста и энергетической безопасности без международной экспансии не обойтись. В 1997 году была принята национальная стратегия Going Abroad («Выход за рубеж»). Она способствовала расширению международного бизнеса китайских компаний – им предоставили весомые инвестиционные стимулы. Китайские корпорации весьма преуспели в международной экспансии, особенно когда их коммерческие интересы совпадают с политическими интересами правительства. Государство, стремясь укрепить энергетическую безопасность, ставит перед китайскими ННК стратегическую задачу – снизить зависимость от ближневосточной нефти.

CNPC – самая крупная ННК в Китае. Она начинала за рубежом с мелких проектов без особого риска и постепенно перешла к крупным проектам. Сейчас она работает в 25 странах, включая республики бывшего СССР (Казахстан, Туркменистан и Азербайджан), Африку (Ливия, Алжир, Чад и Нигерия), Ближний Восток (Оман, Сирия, Иран и Ирак), ЮВА (Индонезия и Бирма)... К 2006 году CNPC добывала за рубежом более 1 млн. баррелей/сутки. В 2005 году она обнародовала стратегическую цель – до 2020 года инвестировать 18 млрд. долл. в иностранные нефтегазовые активы.

Sinopec – вторая по размеру ННК, которая лидирует в нефтепереработке Китая. Она превратилась в интегрированную нефтяную компанию в 1998 году, когда CNPC передала Sinopec восемь южных месторождений, а Sinopec передала CNPC четыре северных НПЗ.

На сегодня она присутствует в 20 странах, включая 40-процентную долю в канадском Northern Lights Oil Sands Project, геологоразведочные работы в Йемене, Иране и Индонезии, проекты по повышению нефтеотдачи в Алжире, несколько сервисных контрактов в Киргизии и Туркменистане.

Индийская Oil and Natural Gas Corporation (ONGC)

ONGC доминирует в энергетическом секторе Индии, обеспеченной нефтью на 19 лет, а газом – на 34 года. Компания владеет передовыми технологиями морской добычи, поскольку до 70% нефти страны извлекается на шельфе.

Начиная с 2000 года ONGC инвестировала 3 млрд. долл. в зарубежные энергетические проекты. Она пыталась прорваться к морским месторождениям, но китайцы опередили ее в Казахстане и Анголе. У компании стратегическая цель – приобрести доли в зарубежных нефтегазовых проектах с добычей в 1,2 млн. баррелей/сутки к 2025 году, и сейчас она стремится к промежуточной цели – 400 тыс. баррелей/сутки к 2010 году. Сегодня ONGC имеет 25 нефтегазовых активов в 15 странах – Бирме, Вьетнаме, Австралии, России и других.

Так ННК постепенно превращаются в новое поколение государственных МНК – вертикально-интегрированных и работающих по всему миру.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Правительство донастраивает налоговую систему перед реформой

Правительство донастраивает налоговую систему перед реформой

Ольга Соловьева

Бюджет оплатит закупку лекарств от разных форм гепатита

0
895
Путин собрал голоса 76 миллионов избирателей из 112 миллионов

Путин собрал голоса 76 миллионов избирателей из 112 миллионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Партийные кандидаты показали патриотические чувства и локальные успехи

0
875
Россияне подолгу хранят верность своим старым машинам

Россияне подолгу хранят верность своим старым машинам

Анастасия Башкатова

Автовладельцы ищут способы сэкономить на запчастях и ремонте

0
839
Гастарбайтеров можно и штрафовать, и выдворять

Гастарбайтеров можно и штрафовать, и выдворять

Екатерина Трифонова

Нелегальный мигрант попытался найти защиту у Конституционного суда РФ

0
791

Другие новости