0
3338
Газета НГ-Энергия Интернет-версия

08.02.2011 00:00:00

Казахстанская нефть

Сергей Жильцов

Об авторе: Сергей Сергеевич Жильцов - доктор политических наук, руководитель Центра СНГ Института актуальных международных проблем.

Тэги: нефть, ктк, россия, казахстан


нефть, ктк, россия, казахстан Расширение мощности КТК позволит Казахстану выйти в Европу.
Фото с сайта www.cpc.ru

В декабре 2010 года было принято окончательное решение о расширении мощности Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). Соответствующий документ подписали представители консорциума, России и Казахстана.

В последние годы мощность КТК, который обеспечивает прокачку нефти с казахстанского месторождения «Тенгиз» по нефтепроводу в Новороссийск, достигла своего предела и составляла 34 млн. т нефти в год. В перспективе пропускная способность магистрального нефтепровода должна быть доведена до 68 млн. т в год. Работы по расширению мощности трубопровода протяженностью 1580 км должны завершиться к 2015 году.

С точки зрения затрат на транспортировку сырья, объема продаж на рынках потребителей, возможности осуществления прямых поставок, необходимых средств на расширение существующих мощностей и отсутствия политических препятствий КТК является наиболее привлекательным маршрутом транспортировки каспийских ресурсов. По словам министра энергетики РФ Сергея Шматко, трубопровод Тенгиз–Новороссийск имеет большое значение для развития крупных месторождений Каспийского региона, в том числе разрабатываемых российскими компаниями. Добывающие компании в Казахстане и России получают полную стоимость за свою нефть, сокращают затраты на ее транспортировку по сравнению с альтернативными экспортными маршрутами. Его реализация будет способствовать развитию перспективного сотрудничества России и Казахстана в энергетической сфере.

Строительство предполагается осуществить в три этапа и полностью завершить в 2014 году. Стоимость расширения КТК составит 5,4 млрд. долл. В 2012–2013 годах КТК может привлечь для расширения мощности порядка 1 млрд. долл. Все работы должны осуществляться за счет собственных средств, а заключение договоров по принципу «качай или плати» позволит обеспечить прогнозируемый денежный поток и возврат инвестиций в максимально короткие сроки. Так, в 2009 году выручка КТК от транспортировки составила 1,2 млрд. долл. В перспективе руководство консорциума рассчитывает увеличить выручку до 2,5 млрд. долл. в год. Ожидается, что на самоокупаемость проект выйдет к 2018–2019 годам. При этом многое будет зависеть от тарифа на прокачку сырья, который в настоящее время составляет 38 долл. за тонну.

Проект предполагает строительство десяти дополнительных нефтеперекачивающих станций (двух на территории Республики Казахстан, восьми – в Российской Федерации), шести резервуаров для хранения нефти под Новороссийском и третьего выносного причального устройства на морском терминале КТК, а также замену 88 км трубопровода на территории Казахстана.

Диверсификация маршрутов поставок углеводородного сырья остается для Казахстана приоритетной задачей. В этом вопросе казахстанская сторона большие надежды возлагает на КТК. Увеличение мощности данного трубопровода позволяет Казахстану в обозримой перспективе снять вопрос относительно направления поставок дополнительно добываемых объемов нефти и строить планы по наращиванию собственной нефтедобычи.

С расширением мощности КТК тесно связано увеличение добычи на месторождении «Тенгиз», в которое должно быть инвестировано 10–16 млрд. долл. Средства должны быть вложены в расширение мощностей нефтедобывающих объектов. Речь идет о строительстве объектов, связанных с добычей и выработкой электроэнергии. Должны быть пробурены дополнительные скважины. Данные меры должны увеличить добычу на «Тенгизе» на 12 млн. т нефти в год. Все работы должны начаться в 2012 году и завершиться к 2017 году.

С расширением мощности КТК тесно связаны и другие трубопроводные проекты, которые должны выводить каспийскую нефть Казахстана на европейский рынок. Прежде всего это трубопроводные проекты Самсун–Джейхан и Бургас–Александруполис, которые должны разгрузить проливы Босфор и Дарданеллы. Оба проекта зависят от каспийской нефти, которая должна поставляться по КТК.

Прогнозы объемов нефти, которую Казахстан намерен добывать в последующее десятилетие, постоянно уточняются. Оценки казахстанских экспертов и представителей правительства указывают на 130–135 млн. т нефти. Прирост добычи нефти в 50 млн. т скорее всего будет распределен между российским и китайским направлениями. Последнее приобрело для Казахстана большое значение. Экспорт нефти в Китай в 2010 году составил 10 млн. т и в текущем году, по оценкам казахстанских экспертов, может возрасти до 12 млн. т. В перспективе мощности казахстанско-китайского нефтепровода Атасу–Алашанькоу должны быть доведены до 20 млн. т нефти в год, что значительно уступает российскому направлению. Тем не менее китайский вектор в ближайшее десятилетие будет оставаться для Казахстана одним из приоритетных.

Более осторожные прогнозы в Казахстане делают на период после 2020 года, когда должна быть реализована вторая фаза разработки месторождения Кашаган. С ним в Казахстане связывают дальнейшее развитие транскаспийского направления экспорта углеводородного сырья. Прежде всего через нефтепровод Баку–Тбилиси–Джейхан, тем более что казахстанская сторона имеет опыт поставок нефти посредством танкеров.

В настоящее время развитие нефтяного сектора Казахстана протекает вполне успешно по сравнению с другими секторами экономики. При этом основными рисками для Казахстана по-прежнему выступают нечетко обозначенные объемы добычи углеводородного сырья, что находит отражение в постоянно меняющихся прогнозах и сохраняющейся высокой зависимости от потребностей экономики Китая в нефти и газе.

Договоренности по увеличению пропускной способности КТК отвечают интересам России. Строительство второй очереди обеспечит существенный портфель заказов для российских предприятий из смежных отраслей, а Россия сохранит статус крупнейшего энергетического партнера – транзитера углеводородного сырья Казахстана. Кроме этого, после расширения трубопровода КТК останется самым мощным на Каспии, обеспечивая выход на внешний рынок дополнительных объемов каспийских ресурсов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
719
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
829
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1180
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
943

Другие новости