0
2276
Газета НГ-Энергия Печатная версия

08.02.2011

Венская дискуссия

Тэги: газ, европа, конференция, nabucco


газ, европа, конференция, nabucco Бывший министр иностранных дел ФРГ Йошка Фишер активно лоббирует проект Nabucco.
Фото Reuters

Практически первой международной энергетической конференцией начавшегося года стала встреча в Вене известных экспертов-газовиков, среди которых можно было увидеть сторонников и противников российского «Южного потока». Оживление дискуссии о «Южном потоке» и его альтернативе Nabucco, ставших главной темой Венской конференции, сопряжено прежде всего с идеальными предпосылками для поставщиков и потребителей газа, связанными с ростом спроса на газ. В 2010 году, по оценкам экспертов, потребление газа в Европе достигло уровня 2008 года, когда кризис резко снизил потребление голубого топлива и перечеркнул многие планы по освоению новых месторождений и строительству новых газопроводов. Сейчас для удовлетворения растущих потребностей в голубом топливе Европе придется увеличить импорт природного газа, по подсчетам некоторых экспертов, на 200 млрд. м3.

Центральные темы Европейской конференции по газу традиционны для всех газовых дискуссий последних лет. Это транспортные риски и диверсификация поставок. Именно в свете этих двух тем и стоит рассматривать дискуссию по сжиженному газу, которой был посвящен один из дней конференции. Речь идет о производстве и о поставках сжиженного газа как альтернативы трубопроводному газу. Но пока сжиженный газ в Европе погоды не делает.

Конференция в Вене проводится в четвертый раз и уже пользуется высоким авторитетом благодаря традиционному участию лидеров мировой газовой промышленности, многочисленных экспертов и политиков. В преддверии Венской конференции один из наиболее активных сторонников «Южного потока», глава российского Газового общества Валерий Язев даже провел для журналистов встречу вне привычного ему кабинета заседаний в Государственной Думе, а в помещении «Московского комсомольца», чтобы привлечь внимание к своей позиции возможно большего числа представителей массмедиа. Речь шла о способности России обеспечить растущие потребности Европы в газе. Эти потребности (включая Великобританию) составят до 500 млрд. м3 в год. Язев считает, что Россия сможет обеспечить добрую половину этих дополнительных поставок, в том числе благодаря «Южному потоку» – газопроводу из России на юг Европы по дну Черного моря. График реализации этого проекта выполняется с опережением на четыре месяца. А это значит, что первая из четырех запланированных веток газопровода может быть пущена не в декабре, а уже осенью 2015 года. А темпы дальнейшего строительства будут определяться спросом в Европе. Финансовых и сырьевых ресурсов, по его мнению, для реализации этого проекта у России достаточно.

Не знаю, оправдала ли себя такая мозговая атака накануне венской встречи. Но в Вене свои аргументы Язеву пришлось повторить, поскольку его основным оппонентом выступил бывший министр иностранных дел ФРГ Йошка Фишер, лоббирующий в качестве официального советника конкурентный проект Nabucco. Правда, газопровод Nabucco, который должен идти из стран Каспийского бассейна через Турцию в Австрию, по проектной мощности уступает «Южному потоку» почти вдвое. Поэтому Фишер считает необходимым проведение Европой единой стратегической линии в вопросе обеспечения ее потребностей газом. И в этом плане он предложил европейцам отложить все разногласия и двигаться в указанном им направлении. Именно в связи с этим в Вене Фишер назвал «контрпроизводительными» усилия отдельных европейских стран, чтобы развить их собственные, независимые стратегии энергии. В данном случае он имел в виду конкурирующие с Nabucco не только российский «Южный поток», но и Трансадриатический газопровод (Греция–Албания–Италия) и трубопровод ITGI (Турция–Греция–Италия) для транспортировки каспийского и ближневосточного газа в Европу. Фишер сказал, что эти проекты могли быть частью стратегии для предложенного «Южного коридора Европейского союза», поскольку сами по себе они недостаточны, чтобы вытеснить Nabucco. Напомним, что Фишер стал советником проекта Nabucco как раз в 2009 году, после известного газового конфликта между Украиной и Россией, имевшего и для России, и для ЕС далеко идущие последствия. Как известно, Россия после этого вышла из Договора к Энергетической хартии (ДЭХ), поскольку посчитала, что Украина нарушила транзитные положения, а в ЕС отсутствовала адекватная оценка этих нарушений. ЕС же активизировала усилия по достижению энергетической и, в частности, газовой независимости от России, частью которых, как известно, является строительство трубопровода Nabucco. Напомним, что в проекте Nabucco участвуют болгарская государственная энергофирма BEH, турецкая государственная компания Botas, венгерская компания MOL, крупнейшая австрийская энергетическая компания OMV, играющая в данном проекте ведущую роль, немецкая энергетическая фирма RWE Германии и румынский Transgaz. Этот проект по политическим соображениям поддерживают США и политическое руководство НАТО. Ведь труба будет протянута через Турцию на юг Европы в обход России.

Но у этого проекта имеются две существенные проблемы. Первая – наполнение газопровода природным газом. Главными поставщиками считаются Азербайджан и Туркмения, которые, по словам комиссара ЕС по энергетике Гюнтера Оеттингера, обещали поставки газа в трубопровод в течение двух-трех лет. Чтобы добиться этих обещаний, комиссар ЕС и глава Комиссии ЕС Жозе Мануэль Баррозо посетили в середине января Азербайджан и Туркмению и решили по итогам визитов, что эти страны проявляют собственный интерес к европейскому газовому рынку. Как заявил по результатам визитов глава OMV – Gas&Power Вернер Оли, политическая воля президентов двух прикаспийских государств к сотрудничеству с Nabucco присутствует. Азербайджан должен, по расчетам Оли, в первоочередном порядке поставить для Nabucco около 10 млрд. м3 газа. В то время как Оеттингер еще более оптимистичен. Поскольку глава Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозо подписал с президентом Ильхамом Алиевым декларацию, по которой Азербайджан обязуется на долгосрочной основе поставлять газ в Европу по газопроводу Nabucco, то энергокомиссар ЕС исходит из обещания Алиева в течение 5–8 лет поставлять в Европу даже до 21 млрд. м3 азербайджанского газа. Туркменистан должен добавить 10 млрд. м3. Этого будет достаточно, чтобы наполнить трубу предполагаемой емкостью в 31 млрд. м3.

Предполагается, что газ будет поставляться с месторождения «Шах-Дениз-2», которое разрабатывается международным консорциумом под руководством британской BP и норвежской Statoil. И это месторождение станет центральным источником газа для наполнения Nabucco. Оно, по предварительным оценкам, может давать до 16 млрд. м3 газа ежегодно. Но интерес к этому месторождению проявляют и другие потенциальные потребители, в частности Россия и КНР. Проблема состоит в стоимости проекта, составляющего 16,2 млрд. евро. А инвестировать в его разработку есть смысл только в том случае, если цена на нефть, на которую, как известно, ориентируется газовая цена, будет колебаться в пределах 90–100 долл. за баррель. Именно этот чисто финансовый фактор может поставить под вопрос сооружение Nabucco. Ведь цена на нефть сегодня стала зависеть в основном от финансовых спекулянтов. В этом плане заслуживает внимания неожиданно резонансное заявление Азербайджана при открытии нынешней Венской конференции. Дело в том, что Баку обеспокоен тем, что до сих пор нет реального второго источника газа для проекта Nabucco. А раз так, то он не согласится снабжать наполовину пустой газопровод. Известно, что второй ресурсной базой Nabucco должен стать Туркменистан. Однако именно в Анкаре, отмечает британское агентство ВВС, причем на конференции НАТО, тема энергетической безопасности стала для европейцев горькой пилюлей. Эксперт Центра стратегических исследований при президенте Азербайджана Гюльмира Рзаева недвусмысленно выразила сомнение в том, что туркменский газ может быть реально транспортирован через Каспий на азербайджанский берег. Это понятно, потому что трубопровод из Туркменистана потребуется проложить по дну Каспия. А для этого еще нужно получать разрешение других стран Каспия. А такие страны, как Иран, Россия, как-то не заинтересованы в строительстве такого газопровода. К тому же правовой статус Каспия пока не определен.

Именно проблемы с заполнением трубопровода Nabucco вызвали к жизни проекты слияния «Южного потока» и Nabucco. Напомним, что ранее посол США в Италии Дэвид Торн заявил в интервью газете La Stampa, что противостояние двух проектов – российского и европейского – может завершиться их объединением. Торн сослался на мнение Паоло Скарони, главы компании Eni, который, по его словам, «выступил в поддержку слияния проектов». Правда, глава компании Eni, которая является партнером «Газпрома», пишет ВВС, в строительстве «Южного потока», заявил, что такой его позиция была ранее. Теперь она изменилась из-за отставания от графика строительства Nabucco.

2011 год станет, по мнению Оли, решающим для проекта Nabucco, поскольку в этом году должно быть принято решение относительно инвестиций. Если финансирование Nabucco будет затягиваться, то «Газпрому» удастся реализовать свой проект до начала строительства альтернативного газопровода.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Газовый рынок становится полем боя для международных корпораций

Газовый рынок становится полем боя для международных корпораций

Илья Петров

Геополитика в поставках голубого топлива на Старый континент играет не последнюю, а иногда и первую роль

0
802
Чистая прибыль "Газпрома" за девять месяцев 2018 года составила 395,15 млрд руб.

Чистая прибыль "Газпрома" за девять месяцев 2018 года составила 395,15 млрд руб.

0
635
Халифа Хафтар удивил участников форума в Палермо

Халифа Хафтар удивил участников форума в Палермо

Равиль Мустафин

Стороны конфликта в Ливии не захотели слушать друг друга

0
1049
Маршалу Хафтару может помочь ЧВК Вагнера

Маршалу Хафтару может помочь ЧВК Вагнера

Владимир Мухин

Москве нужно, чтобы порты и терминалы Ливии были под контролем надежного союзника

0
1360

Другие новости

Загрузка...
24smi.org