0
1134
Газета События Интернет-версия

23.06.2001 00:00:00

Бегство из плена

Тэги: нога, иск, арест, истребитель, франция, россия, долг


нога, иск, арест, истребитель, франция, россия, долг

Вчера в 17.20 по московскому времени с аэродрома Ле Бурже взлетели истребитель Су-30МК и учебный самолет МиГ-АТ. Самолеты поднялись в воздух с полной заправкой. По информации корреспондента "НГ", истребитель Су-30МК взял курс на Москву, а МиГ-АТ - на аэродром промежуточной посадки в Карловых Варах, поскольку его дальность полета не позволяет достичь столицы России без дозаправки. Представители французского правосудия по- прежнему находятся в шале АВПК "Сухой" и ожидают приезда адвокатов и работников российского посольства для начала переговоров об иске фирмы "Нога".

Никто из французских судебных деятелей не отреагировал на взлет самолетов, который они наблюдали. В беседе с корреспондентом "НГ" представитель АВПК "Сухой" подчеркнул, что вся подготовка к полету проходила в полном соответствии с правилами, установленными в Ле Бурже. Самолеты имели разрешение на вылет, на пролет над территорией Франции и на пересечение воздушного пространства других государств.

Следует отметить, что российская сторона и прежде всего представители АВПК "Сухой" избрали абсолютно верную тактику. Воспользовавшись на законном основании временем, которое отводится для выполнения некоторых процедурных формальностей, они подготовили самолеты к взлету и отправке их с авиасалона. В беседе с корреспондентом "НГ" представитель АВПК заявил, что решение об отправке самолетов домой было принято для того, чтобы исключить арест российских самолетов французскими судебными властями.

Организаторы авиасалона отнеслись к российской делегации с пониманием и доброжелательностью.

***

С УТРА вчерашнего дня события развивались следующим образом. В 10.30 утра на стоянку на территории выставочного комплекса в Ле Бурже, где находился истребитель, прибыл французский судебный пристав, который предъявил решение суда о наложении ареста на российскую собственность во Франции, в обеспечение нашумевшего иска швейцарской компании "Нога" к правительству РФ на сумму 50 млн. долларов. Пристава сопровождал переводчик, который на весьма посредственном русском языке зачитал содержание предъявленных судебных документов. В это время около истребителя находились лишь технические специалисты "ОКБ Сухого", осуществлявшие плановое обслуживание машины. О случившемся сразу же были поставлены в известность руководители АВПК "Сухой", "ОКБ Сухого" и Росавиакосмоса, находившиеся в выставочных шале в Ле Бурже, а также представители посольства России во Франции. Все они немедленно прибыли к месту инцидента.

Как выяснилось, в предъявленном решении истребитель Су-30МК в качестве предмета иска не упоминается, однако пристав намерен наложить на него арест до выяснения всех спорных моментов в соответствующих судебных инстанциях. Конкретные документы будут предъявлены российским представителям на переговорах. Первым шагом со стороны администрации салона в Ле Бурже стала отбуксировка Су-30МК с выставочной площадки на стоянку в районе летного поля.

Переговоры с французскими властями возглавил первый заместитель генерального директора Росавиакосмоса Валерий Воскобойников, находящийся сейчас в Париже. Их успех во многом зависел от того, сумеют ли МИД РФ и российское посольство во Франции надавить на официальные власти с тем, чтобы обеспечить принятие решения, отвечающего интересам Москвы. В целом представители АВПК "Сухой", "ОКБ Сухого" и Комсомольского-на-Амуре авиационного производственного объединения (КнААПО), принимавшие участие в переговорах с французами, сохраняли спокойствие и оптимизм.

Отметим, что с юридической точки зрения претензии французских судебных властей представляются необоснованными, так как прибывший в Ле Бурже истребитель Су-30МК, строго говоря, не является государственной собственностью, а принадлежит КнААПО. Да и "ОКБ Сухого", занимавшееся таможенным оформлением документов на Су-30МК, - это акционерное общество открытого типа, которое не отвечает по обязательствам государства.

Вслед за Су-30МК аналогичная процедура вчера же была предпринята в отношении учебно-тренировочного самолета МиГ-АТ, представленного на парижском авиасалоне РСК "МиГ".

Почему из целого ряда российских боевых машин, выставленных в Ле Бурже, были выбраны для ареста Су-30МК и МиГ-АТ? Как представляется, сделано это было не случайно. Можно не сомневаться, что резонанс от такой акции, чем бы она ни завершилась, будет колоссальным и, безусловно, нанесет ущерб международному авторитету Москвы. Ведь речь, если говорить о случае с Су-30МК, идет об аресте не просто самолета, а суперсовременного истребителя, олицетворяющего последние достижения оборонно-промышленного комплекса РФ. К тому же данная машина предназначена для экспорта в КНР. Известно, сколь чувствительно относятся китайцы к утечкам военно-технической информации. А в ситуации вокруг Су-30МК возможны любые спекуляции западных конкурентов на эту тему. Таким образом, фирма "Нога" еще раз продемонстрировала свою решимость любой ценой добиться поставленной цели и взыскать с России истребуемые суммы.

Как сообщил "НГ" высокопоставленный источник, парижские резидентуры СВР и ГРУ своевременно не уведомили Москву о потенциальной возможности ареста российской авиатехники на 44-м авиакосмическом салоне, поэтому вчерашний инцидент оказался для делегации РФ абсолютно неожиданным. Если бы предупреждение поступило, то правительство РФ имело бы возможность по дипломатическим каналам заблаговременно получить гарантии французского МИДа об исключении каких-либо юридических коллизий вокруг российских боевых самолетов в Ле Бурже.

* * *

ВИЦЕ-ПРЕМЬЕР РФ Илья Клебанов заявил, что "возмущен" тем, что произошло на французском авиасалоне в Ле Бурже. По его мнению, это "является отнюдь не самым лучшим шагом накануне визита президента Франции Жака Ширака в Москву". При этом Клебанов отметил, что арест российских военных экспонатов на выставке не приведет к хищению каких-либо российских научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в авиакосмической сфере. Однако в российском правительстве исключают возможность ареста французских самолетов "Мираж", находящихся сейчас в Липецке, в качестве ответного шага на аналогичные действия к российской авиатехнике.

Представитель международно-договорного управления Минобороны РФ полковник Александр Балашов отметил, что инцидент с Су-30МК подтолкнет международно-правовые организации к заключению соответствующего соглашения, по которому экспонаты межгосударственных выставок, в том числе и военных, будут иметь "статус неприкосновенности". По крайней мере, по его мнению, такие инциденты не должны повториться, а вся выставляемая для обозрения продукция государства должна быть юридически защищена.

Между тем аресты во Франции российских самолетов Су-30МК и МиГ-АТ начальник пресс-службы военного ведомства РФ полковник Николай Дерябин прокомментировал как "досадную неприятность". Было подчеркнуто, что впервые в практике международных авиасалонов имеет место такой случай, и это, конечно, отрицательным образом может повлиять на авторитет столь представительной авиационной выставки, какой является Ле Бурже.

Однако представители Минобороны РФ отметили, что военное ведомство имеет к арестованному во Франции военному самолету лишь "опосредованное" отношение, поскольку самолеты там представляют авиапромышленные оборонные фирмы. В том числе и летчики, которые пилотировали Су-30МК в воздухе, были штатными испытателями самолетостроительных компаний и не являлись представителями Российской армии. В российском Генштабе было обращено внимание, что ситуация с арестованными во Франции российскими самолетами напоминает то, что имело место при задержании китайской военной авиацией самолета-разведчика ВВС США, когда тот долгое время находился на военной базе КНР.

* * *

В ПРОШЛОМ году российский парусник "Седов", принимавший участие в международном морском празднике "Брест-2000", был арестован французскими властями по требованию швейцарской экспортно-импортной фирмы "Нога" за неуплату ей Россией долга. Судно пришло в Брест по приглашению французских властей для участия в регате по случаю Дня взятия Бастилии. На борту парусника находились 100 членов экипажа, в том числе сто курсантов Мурманского военного университета и 15 практикантов из Москвы.

Сумма иска фирмы "Нога" к России составляла на то время 60 млн. долларов. Отметим, что при аресте судна не были соблюдены элементарные нормы морского права. Французские власти не предупредили ни российское посольство, ни консульство, хотя это предусматривалось как международным, так и французским законодательством.

Россия потребовала незамедлительно освободить парусник. При этом в соответствующих официальных документах подчеркивалось, что вся ответственность за действия французской юстиции целиком ложится на официальный Париж. Особо делался акцент на то обстоятельство, что четырехмачтовый парусник "Седов" прибыл во французский порт Брест по приглашению Франции для участия в международной регате. Российская Федерация в то время расценила арест своего парусного корабля как грубое нарушение международного права. Указывалось, что данный неприглядный факт может нанести серьезный урон российско-французским отношениям. Особую пикантность ситуации придавало то, что самый большой в мире парусник к тому времени уже не являлся собственностью государства, а находился в ведении самостоятельного юридического лица.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
718
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
1224
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
899
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
466

Другие новости