0
1431
Газета События Интернет-версия

16.10.2001 00:00:00

"Курск" заходит в док

Тэги: курск, док


АТОМОХОД "Курск" в 1999 г. выполнял задачи боевой службы в Средиземном море. Шли бомбежки Югославии, и "Средиземка" была буквально нашпигована кораблями и судами НАТО. Но о том, что все это время российская лодка находилась у них под боком, американцы узнали только после ее всплытия на линии остров Кильдин - полуостров Рыбачий.

О выполнении поставленных задач командир "К-141" капитан 1 ранга Геннадий Лячин докладывал лично главкому ВМФ РФ адмиралу флота Владимиру Куроедову в присутствии тогда еще премьер-министра страны Владимира Путина.

Экипаж получил отличную оценку. Практически все подводники были представлены к государственным наградам. Геннадий Лячин - к Звезде Героя России. Но кадровики, как всегда, тянули резину, и в Москве слишком долго решали, кто и чего достоин. В итоге свою награду командир атомохода получил фактически посмертно. Как сказал в беседе с корреспондентом "НГ" один из его сослуживцев, офицер штаба 1-й флотилии атомных подводных лодок Северного флота, "получается, он "выбил" эту Звезду своей смертью".

История, увы, более чем характерная для флота┘

РУССКИЙ АВОСЬ

Со дня на день в лодку войдут флотские химики, а потом и следователи Главной военной прокуратуры. Без сомнения, с нетерпением ждут этого родные и близкие погибших моряков. В прошлом году только трое из них были на борту судна-платформы "Регалия" при подъеме двенадцати тел членов экипажа "Курска". Был на платформе и Александр Исаенко - брат офицера походного штаба капитана 2 ранга Василия Исаенко.

По штатному расписанию Василий Исаенко должен был находиться во втором отсеке, но, убежден Александр, в момент катастрофы офицер штаба мог быть в пятом или четвертом отсеке. Так что он надеется, что тело брата будет предано земле. Александр, сам в прошлом подводник, капитан-лейтенант запаса, убежден, что у моряков при такой аварии не было шансов остаться в живых. В то, что лодка была потоплена "Петром Великим" (до сих пор гуляет среди журналистов эта версия), он не верит: "Об этом могут говорить только люди, никогда не выходившие в море. Скорее всего произошла трагическая случайность - раз в год и веник стреляет, или же просто понадеялись на русский авось┘"

Трагедии могло бы и не быть, если бы "Курск" вышел на учения с практическими торпедами. Но на стеллажах первого отсека лежали "сигары" с боевой частью, их не смогли выгрузить после дальнего похода: на причале не работал кран. Обычная история. Кран сломался, запчасти вовремя не подвезли, а может, их и не было на складе.

ОПАСНЫЙ ФЛОТ

После того что сделали с флотом в 90-х годах (урон, нанесенный ему реформами, сравним разве что с хрущевским "сокращением", когда "на иголки" резали практически достроенные современные корабли), утверждает бывший главный механик 1-й флотилии капитан 1 ранга запаса Сергей Корсаков, "наш подводный флот просто опасен". На флоте сегодня с горечью вспоминают дни, когда СФ имел в своем составе целую спасательную эскадру - "Алтай", "Бештау", "Карпаты"┘

В 1991 г. на ВМФ имелось 15 спасательных единичек. На борту каждой из них находились 12 водолазов, которые могли работать на глубинах, превышающих сто метров. Спасательно-подъемное судно "Карпаты" с расформированным экипажем сегодня стоит на приколе в Кронштадте и превращено в общежитие для бездомных и безработных моряков. Остальные суда за редким исключением или списаны, или годами стоят в ремонте, не получая должного финансирования.

Новые же практически не строятся. В Рыбинске, к примеру, с 1993 г. строят уникальный водолазный борт, спроектированный питерским ЦКБ "Проектант" еще в 1990 г. (проект потом был усовершенствован ЦКБ "Алмаз"). Его хотели задействовать при подъеме "Курска". Но летом начались перебои с финансированием, так что сроки сдачи судна перенесли на 2002 г.

Кстати, в розданной журналистам в пресс-центре международной операции по подъему АПЛ "Курск" брошюре утверждается, что "правительством России будет утверждена программа создания спасательной службы на морях, в том числе и на Военно-морском флоте". Далее цитируется главком ВМФ Владимир Куроедов: "По этой программе флот получит достаточно высокую сумму на улучшение положения дел в этой отрасли". Где эта программа и где эта "высокая сумма"? В Думе уже обсуждается бюджет на 2002 г., а программы как не было, так и нет, суда обеспечения продолжают гнить у заводских стенок или на "кладбищах погибших кораблей".

Не лучше положение дел и на "гражданке". Бывший директор морской школы "Арктикморнефтегазразведки" Борис Глухов помнит, как в рекордные сроки была открыта школа, разработаны не имеющие аналогов образовательные программы. В 1982 г. мурманские водолазы "освоили" 60 метров. А вскоре в трест прибыл уникальный корабль "Спрут", и водолазы получили правительственные награды за покорение больших глубин - 250 метров. Награждены они были, кстати, и за поиск "черного ящика" корейского "боинга", сбитого советскими летчиками на Дальнем Востоке в 1983 г.

В те годы Борис Глухов выбил для предприятия гипербарический водолазный комплекс для тренировок водолазов на спуск до 300 метров. Таких в мире всего два: один - в шотландском Абердине, другой - в Мурманске. И мурманчане научились сваривать и резать металл в открытой воде под давлением в 30 атмосфер. Сейчас аппарат стоимостью в 7,8 млн. долл. законсервирован.

ТАЙНА ПЕРВОГО ОТСЕКА

В момент буксировки "Гигантом" "Курска" журналистам дали возможность наблюдать походный ордер с воздуха. Сама же операция по заводке субмарины в плавучий док носит секретный характер.

Двум телекамерам (в самом Росляково и в поселке Белокаменка, что на другом берегу Кольского залива, как раз напротив дока) дали "добро" на так называемую "пуловскую" съемку. После подъема рубки "Курска" над водой в доке все съемки, по приказанию командующего СФ адмирала Вячеслава Попова, должны быть прекращены. Остальной процесс разрешено снимать только оператору ЦКБ "Рубин", уже получившему для этого видеокассеты с наклейкой "совершенно секретно".

На таких мерах настоял генеральный конструктор ЦКБ "Рубин" академик Игорь Спасский. Кстати, уже в ноябре, по словам председателя правительственной комиссии по расследованию причин катастрофы АПЛ "Курск" Ильи Клебанова, будет заслушан и утвержден план подъема отдельных фрагментов первого отсека. Сам подъем пройдет в будущем году, причем участие в нем примут только российские специалисты.

Нежелание поднимать отсек полностью мотивируется соображениями безопасности, так как в первом отсеке могли сохраниться неразорвавшиеся торпеды. Скорее всего торпеды или их части действительно остались: по данным сейсмологов, сила взрывов во время трагедии была меньше, чем суммарный торпедный тротиловый эквивалент.

Но, спрашивается, не будет ли подвергнута риску жизнь водолазов, которым предстоит извлекать из завалов первого отсека фрагменты, необходимые для выяснения причин гибели лодки, список которых, по словам Игоря Спасского, уже определен? Или же все-таки гораздо безопаснее было бы поднять отсек целиком, дабы "разминировать" его на суше?

Убедительного ответа на эти вопросы пока что не прозвучало. Невольно складывается впечатление, что правительство решило, как говорят моряки, "обвешковаться". Всегда можно будет сослаться на то, что "достали не те" или "не все" фрагменты. А те, которые дадут окончательный ответ на причины гибели лодки, окажутся "в опасной близости к, возможно, не разорвавшимся торпедам".

* * *

Теперь, когда операция близится к завершению, все разговоры о том, где должна быть могила моряка (а велись они не один месяц), можно считать неуместными.

Как заметил капитан 1 ранга запаса Сергей Корсаков, "каждый ходящий по земле достоин быть похороненным в земле". На это надеется и брат Василия Исаенко. Александр в беседе с корреспондентом "НГ" заметил: "Мы с братом как-то говорили о риске, присущем людям нашей профессии, и он сказал фразу, что для моряка смерть в море - не худший вариант. Но хоронить моряков все равно надо здесь, на земле┘"

Мурманск


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
807
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
1361
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
996
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
524

Другие новости