0
1151
Газета События Интернет-версия

29.07.2003 00:00:00

Любительские авиакатастрофы

Тэги: малая авиация, катастрофы


Собственным самолетом сегодня никого не удивишь. Легкие винтовые машины, пролетающие над крышами дачных поселков, давно перестали быть редкостью для Подмосковья. В последнее время за штурвалами таких летательных аппаратов можно увидеть не только звезд эстрады, но и депутатов Госдумы РФ, и других VIP-персон. Относительная доступность подобных развлечений, недостаточно высокий уровень подготовки пилотов и отсутствие надлежащего контроля за полетами делает частную авиацию потенциально опасной как для тех, кто летает, так и для тех, над кем летают. И где гарантия, что уже сегодня очередной пилот-любитель не врежется в многоэтажный дом, превратив его в братскую могилу. Увы, последние события подтверждают эти опасения. В минувшее воскресенье потерпел крушение частный гидросамолет "Корвет", упавший на строящийся дом в подмосковном поселке Троицкое на берегу Клязьминского водохранилища. Погибли три человека, однако жертв могло быть много больше, если бы самолет угодил в центральную часть поселка.

И не было бы ничего удивительного, если бы летательный аппарат рухнул на Москву: несмотря на то что полеты над городом запрещены, некоторые авиашколы предлагают "покататься" вокруг города. Не прямо над кольцевой дорогой, но в непосредственной близости к ней. По словам самих летчиков, правила воздушных полетов мало чем отличаются от правил дорожного движения, а значит, в воздухе, как и на дорогах, есть свои нарушители, которым ничего не стоит отклониться от курса.

Примерно в 22.10 в воскресенье легкий гидросамолет "Корвет", принадлежащий частному предпринимателю Л.Паскалю, заходил на водную посадку в районе пансионата "Клязьма". По неизвестным пока причинам пилот пошел на снижение не над поверхностью Клязьминского водохранилища, а над дачным поселком Паведники на окраине села Троицкое. Как сообщили корреспонденту "НГ" в МЧС России, "во время снижения самолет зацепил крылом металлическую конструкцию строящегося коттеджа и рухнул на территорию дачного участка". Из-под обломков самолета спасатели вытащили 36-летнего пилота Гаврилова и пассажирку - девушку 20-25 лет. Пилота и пассажирку, получивших тяжелые ранения, привезли в центральную больницу города Долгопрудный, где в ночь на понедельник оба скончались. Случайной жертвой трагедии стал 35-летний строитель Нафасов, оказавшийся на месте падения, - он погиб на месте.

Точные причины аварии установит специальная комиссия ГСГА и соответствующих служб аэропорта "Шереметьево", в чьей зоне ответственности произошла катастрофа. Однако по опыту предыдущих подобных происшествий можно предположить, что причиной трагедии стала ошибка пилота. По словам начальника летной инспекции Федерации любителей авиации (ФЛА) Бориса Волкова, "все передвижения в воздухе регламентируются положением по проведению полетов того или иного аэродрома". Но четкие предписания существуют только в отношении полетов в районе аэродрома, в других же местах действуют положения рекомендательного характера. Диспетчерская служба может дать или не дать разрешение на полет, но если оно получено, то дальнейшие события целиком и полностью лежат на совести пилота. "Да, над Москвой полеты запрещены, - говорит Волков, - но над другими населенными пунктами их запретить нельзя. Взять, например, медицинскую авиацию. Или, к примеру, как не летать над населенным пунктом, если аэродром находится в этом населенном пункте". Правила рекомендуют без особой необходимости не летать в непосредственной близости от жилых построек. Но как установить предел особой необходимости? К тому же, если говорить о ближнем Подмосковье, то тут практически не осталось незаселенных пространств. "Как ни крутись, а какой-нибудь дачный поселок на курсе да попадется", - замечает начальник летной инспекции ФЛА.

Отдельный разговор - о подготовленности пилотов-любителей и их дисциплинированности. Яркий пример тому - авария вертолета Ми-2, который 15 июля упал в Волгу в районе Твери. Катастрофа, в результате которой погиб один человек, а двое получили ранения, по версии следствия, произошла по вине пилота. Насколько известно, летчик из хулиганских побуждений попытался сесть на проплывавшую по реке баржу.

Но аварии могут происходить и по неопытности летчиков-любителей. По нормам ФЛА, пилот должен пройти обучение за 42 летных часа. Для примера, еще недавно почти столько же времени по нормам ДОСААФ требовалось для подготовки парашютиста-любителя.

В Московском регионе существует несколько летных школ. Значительная их часть базируется на территории аэродрома "Мячково". Корреспондент "НГ" побеседовал с представителями одной из них - "Капитан Нестеров". Здесь действует только одно ограничение: курсантом может стать тот, кто прошел врачебно-летную экспертную комиссию. А прохождение этой комиссии по графе "пилот-любитель", как говорят в школе, совсем несложно. Летать могут и мужчины и женщины, начиная с 15-летнего возраста.

Стать пилотом собственного самолета, как выяснилось, тоже несложно. Надо предоставить во ФЛА документы на купленную машину, и после того как самолет осмотрит техническая комиссия и "облетает" летчик-испытатель, вы можете садиться за штурвал. Вечером послали заявку в диспетчерскую службу ответственного аэродрома, а утром - "От винта!". Только за вашу безопасность и безопасность тех, кто под вами, никто отвечать не будет.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
808
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
946
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1324
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
1062

Другие новости