0
945
Газета События Печатная версия

16.09.2009

Вера в пакете

Тэги: телевидение, религия, канал

После того как президент Дмитрий Медведев на встрече с муфтиями Северного Кавказа предложил "подумать" о создании исламского телеканала, эта президентская инициатива вызвала в обществе много вопросов. Нужно ли собственное телевидение религиозным организациям России? Какие религии будут допущены к эфиру? За чей счет предполагается создать исламский телеканал (раз уж глава государства предложил), в то время как православное телевидение существует на коммерческой основе? Своими размышлениями на эту тему поделилась с нашим изданием заведующая кафедрой телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ, телеобозреватель радиостанции "Свобода" Анна Качкаева.

– Как вам видится будущее религиозного телевидения в нашей стране?

– Я не очень понимаю, что значит «религиозное телевидение», потому что такого понятия не существует. Существуют понятия универсального и нишевого телевидения. Религиозная тематика, очевидно, относится к нишевому телевидению. Такие примеры в России есть. Несколько лет уже существуют кабельный канал «Спас» и региональный екатеринбургский канал «Союз». У них есть свой зритель. Они работают в коммерческом режиме в том смысле, что им финансово помогают зрители и спонсоры. Нишевое телевидение может быть очень разнообразным. Но я не очень понимаю, как можно запустить канал религиозной тематики на уровне государства. Могут быть просветительские светские каналы, которые рассказывали бы об истории религии, традиции, воспитывали бы толерантность. Но это скорее просвещение, чем религиозная проповедь.

Не совсем понятно, что собственно должно представлять собой содержание религиозного канала. Не только же трансляция богослужений! Где религиозные организации найдут журналистские кадры для особого, допустим, мусульманского, канала? Кто будет определять в таком случае, какой ислам правильный, а какой нет? Поэтому у меня больше вопросов, если говорить о заявлении президента, чем ответов. Знает ли он сам ответы на них – я не убеждена.

– Инициатива президента была связана с тем, что с 2015 года Россия переходит на цифровое вещание и появятся дополнительные технические возможности для создания религиозных телеканалов.

– Действительно, новые технологии позволят увеличить количество каналов. Пожелания религиозных организаций в таком случае могут быть учтены. Дальше дело за тем, что и как войдет в мультиплексы (пакеты телепрограмм). Содержание и перечень каналов социального мультиплекса, который будет поддерживать государство, уже известны. Это восемь уже существующих общедоступных каналов, в число которых никакие религиозные каналы не входят. Два других общедоступных мультиплекса до сих пор не сформированы. Все уже существующие в открытом доступе вещательные каналы будут настаивать на своем участии в новой сетке. Как будет отбираться их перечень, неизвестно. Как будут открываться дополнительные мультиплексы, тоже непонятно. Тут или вопрос денег, или лоббистских возможностей. Государство все это содержать или дотировать не сможет.

Поэтому я думаю, что у любого религиозного канала – участь нишевого канала, тем более что страна у нас светская, и вовсе не обязательно, чтобы этот канал был общенациональным. Другое дело, что на национальных каналах совсем не лишне иметь умный, интересный, зрелищный набор программ этой тематики.

– На российском телевидении уже сейчас такие программы существуют.

– Да, уже 15 лет в эфире Первого канала – «Слово пастыря», где участвует Патриарх. Другое дело, что эта программа претерпела изменения после того, как митрополит Кирилл стал Патриархом, и у него нет времени еженедельно выступать перед телекамерой, поэтому там часто транслируются патриаршие проповеди в храмах. На канале «Россия» очень приличная программа «Мусульмане». На канале «Культура» тоже делается хорошая просветительская программа «Библейский сюжет». Однако кроме православной и мусульманской тематики на телевидении должна присутствовать и иная – буддийская и так далее.

– На ваш взгляд, для религиозных организаций более результативным было бы иметь отдельные передачи на общенациональных каналах, или, как захотели мусульмане Северного Кавказа, отдельные каналы?

– Я считаю, что нишевые каналы всегда гораздо более эффективны, потому что они предназначены для определенной аудитории, понятно, где их искать, всегда можно рекламу сфокусировать и так далее. Это вопрос нишевых и специализированных каналов, а не универсальных. Все-таки на больших каналах программы носят просветительский характер, а не узкорелигиозный. Такие программы должны иметь в гораздо большей степени популяризаторский характер.

– Проводились ли исследования того, какой эффект дают уже существующие телепередачи и каналы религиозной тематики?

– К сожалению, такие исследования не проводились. Было бы интересно проанализировать, как они влияют на зрителя. Думаю, раз такие телеканалы вещают, значит, какую-то пользу религиозным организациям в смысле пропаганды своего вероучения они приносят. У них есть свой зритель, к которому они обращаются даже за финансовой помощью прямо в эфире.

– По какому принципу может осуществляться допуск той или иной организации к эфиру?

– Телеканал создается по заявительному принципу. Надо получать лицензию. Это означает, что надо выходить на конкурс, чтобы получать частоты, или договариваться с операторами, чтобы их включили в кабельный или спутниковый пакет. Я думаю, что все традиционные для России религии имеют шанс быть поддержанными при распределении частот после перехода на «цифру» в 2015 году. Со всеми остальными будет вопрос или по крайней мере сомнения. В каждом отдельном случае те или иные организации ожидает отдельная процедура.

– В какой форме религиозное телевидение существует в Европе и Америке?

– Существуют нишевые спутниковые каналы и в Европе, и в Америке. Если есть деньги и частотные ресурсы, религиозные организации получают в свое распоряжение каналы. Но – подчеркиваю! – не эфирные каналы. Это всегда нишевый – коммерческий или спонсорский – проект. Но в разных странах и история возникновения таких каналов разная, и сосуществование их со светским телевидением и со зрителем складывается по-разному. Очень часто религиозные организации бывают слишком нетерпимы к антирелигиозным программам на национальных каналах (вспомним историю с мультсериалом «Южный парк»), и тут уже приходится светским каналам отстаивать свое право на свободу слова. Они активны, потому что религиозные сообщества очень консолидированы и солидарны. Воодушевляемые миссионерскими устремлениями, они стремятся проникнуть на общенациональные каналы и тут уже сталкиваются с национальными телевещательными корпорациями.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


"Аванпост" в сопровождении симфонического оркестра

"Аванпост" в сопровождении симфонического оркестра

Вера Цветкова

О премьерах и презентациях начинающегося сезона

0
809
Любила красного, любила белого

Любила красного, любила белого

Александр Сенкевич

Римма Казакова, лирический поэт с обостренным гражданским чувством

0
205
Социологи представили новую типологию верующих

Социологи представили новую типологию верующих

Ольга Позняк

Многообразие традиций в США диктует современные подходы к оценке религиозности граждан

0
336
Америка – разлучница патриархатов, папа – против крестных отцов

Америка – разлучница патриархатов, папа – против крестных отцов

Андрей Мельников

0
1347

Другие новости

Загрузка...
24smi.org