0
5007
Газета События Интернет-версия

15.09.2010 00:00:00

Мир тесен

Тэги: экстремисты, конфликты, рамадан


экстремисты, конфликты, рамадан Пакистан, Соединенные Штаты, Россия... Повсюду люди отстаивают свое место под солнцем.
Фото Reuters, www.islamnews.ru

Так случилось, что в этом году священный для мусульман месяц Рамадан предшествовал очередной годовщине терактов 11 сентября в Нью-Йорке. Не исключено, что именно по этой причине нервы у представителей как исламской, так и христианской многомиллионных общин мира были в последнее время напряжены до предела.

Но сначала факты. Они говорят сами за себя. Начиная с момента, когда пошел отсчет Рамадана, произошло или было предотвращено полтора десятка терактов по всему миру. Это только то, что нашло отражение в лентах международных новостей. Простое перечисление занимает немало газетной площади. Начнем с того, что 15 августа отмечено сразу два происшествия: предотвращен взрыв в Сан-Франциско (США) и поступило предупреждение о заложенной взрывчатке в храме города Лурд (Франция) во время христианского праздника, что повлекло массовую эвакуацию паломников. В Сомали и пакистанском Лахоре террористам удалось довести свои замыслы до конца. В ливанской столице произошли столкновения между шиитской и суннитской общинами, Бейрут снова оказался разделен армейскими блокпостами. Два взрыва произошли в Таджикистане (Душанбе и Худжант). В организации терактов обвиняют бежавших из тюрьмы исламистов. В этом году мусульманский праздник разговения, Ураза-байрам, завершающий Рамадан, совпал по времени с еврейским Новолетием, Рош-а-Шана. В этот святой и для мусульман, и для иудеев день в окно синагоги в Бишкеке бросили бутылку с зажигательной смесью.

Теперь о России. Ударом по кавказской политике Кремля стало дерзкое нападение боевиков на Центорой, родовое село Рамзана Кадырова. В Дагестане – серия нападений на представителей правоохранительных органов. Во время Рамадана и сразу после его завершения здесь развернулась настоящая уличная война с ваххабитами. Предотвращена попытка теракта в Нальчике (теперь уже точно ясно, что Кабардино-Балкария совсем не «тихая» республика и выступление боевиков в 2005 году здесь не было случайностью).

Самое масштабное преступление – взрыв на городском рынке во Владикавказе 9 сентября, в день Ураза-байрам. В жертву фанатизму было принесено 17 жизней, 191 человек ранен. Многие из пришедших на городской рынок в тот день закупали продукты для праздничного стола. В ответ осетины, по сообщениям СМИ, задумали ингушский погром.

Складывается впечатление, что экстремисты в последнее время особенно активизируются во время Рамадана, нанося удары не только по иноверцам, но и по мирным мусульманам. Видимо, так они понимают ревность в вере. Умиротворение не приходит к террористам даже в самые священные дни, например в Ляйлат уль-Кадр, Ночь Предопределения, в память о ниспослании Корана Пророку Мухаммеду. «В Ляйлят уль-Кaдр бывает очень тихо и безмятежно. В этот день Аллах запрещает шайтанам подниматься вместе с солнцем» – таким видит этот праздник мусульманская традиция. Однако в этом году в Махачкале на Ляйлат уль-Кадр, выпавшую на ночь с 5 на 6 сентября, нашлось несколько «шайтанов», которые, вместо того чтобы наслаждаться праздничной трапезой в кругу семьи, в одной из квартир Махачкалы начиняли взрывчаткой адское устройство. За этим занятием их и застигли сотрудники дагестанских правоохранительных органов.

В свою очередь мусульманское Священное Писание в эти же дни стало объектом нападок – уже со стороны христианских радикалов. Накануне годовщины 11 сентября пастор крохотной общины протестантских фундаменталистов Церковь Нового Завета (Dove World Outreach Centre church) во Флориде Терри Джонс держал в напряжении весь мир, грозя в день памяти о трагедии 2001 года сжечь 200 экземпляров Корана. Духовного лидера Церкви в несколько десятков членов увещевали оставить зловещий замысел Барак Обама, Пан Ги Мун и многие мировые лидеры. Вдоволь покрасовавшись на телеэкранах, пастор Джонс снисходительно отказался от своего намерения. Однако 11 сентября аутодафе все-таки состоялось, но уже в Спрингфилд, штат Теннеси. Пастор-евангелист Боб Олд с помощником предали огню два экземпляра Корана. Угрозы Терри Джонса и показательная экзекуция в Теннеси уже привели к нападению на военную базу США в Афганистане, беспорядкам в Пакистане и Индии, в результате которых погибли люди и сожжен христианский храм.

Так провинциальные пасторы с простыми ковбойскими именами потрясли мир. События последних дней показывают, что совсем небольшие группы людей, готовых идти на любые жертвы во имя религиозных идей, способны в иные времена определять политику в планетарном масштабе. Все дело в силе убеждения. Когда смотришь, как пастор Джонс перед тележурналистом разглагольствует о планах сжечь книги назло миллиарду мусульман, становится понятна вся хрупкость мира между народами. Кажется, что судьба планеты находится в руках маргиналов и экстремистов, неизвестные доселе имена которых вдруг звучат по всему миру.

Но сила фанатичных маргиналов не была бы так велика, если бы подобные провокации и теракты не происходили на фоне угрожающих тенденций планетарного масштаба и на уровне отдельных государств. Рискнем предположить, что эти тенденции общие. Например, Муаммар Каддафи предлагает итальянцам массово переходить в ислам, указывает на демографические изменения в Европе. А в Москве и Петербурге изумленные горожане наблюдают подобные изменения, проявившиеся наглядно во время празднования Ураза-байрам в обеих российских столицах. Кадры плотного скопления верующих мусульман в районе проспекта Мира и Сенного рынка, выложенные в Интернете и горячо обсуждаемые россиянами, производят неизгладимое впечатление. Глядя на десятки тысяч московских и питерских мусульман, собравшихся вдруг в одном месте, сразу забываешь о привычном делении российских регионов на мусульманские и православные.

В Москве, Нью-Йорке, Бейруте, Иерусалиме и Париже, в сегодняшнем глобализованном мире бок о бок соседствуют различные национальные и религиозные общины. В повседневной жизни это соседство носит более или менее мирный характер. Но когда общины начинают демонстрировать свои убеждения – а такое происходит регулярно во время праздников и памятных дат, – между ними возникают конфликты. Христианам и мусульманам, шиитам и суннитам, католикам и протестантам – всем им тогда мир становится тесен.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
933
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
1597
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
1160
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
618

Другие новости