0
797
Газета События Печатная версия

06.10.2010

Бог дал – Бог взял?

Михаил Ситников

Об авторе: Михаил Николаевич Ситников - журналист.

Тэги: музей, икона, храм


музей, икона, храм Торопецкая икона остается в строящемся храме Александра Невского на неопределенный срок.
Фото Елены Демидовой

Резонанс, вызванный принятием Государственной Думой РФ 22 сентября в первом чтении законопроекта «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», не утихает, несмотря на откровенную рутинность решения депутатов. Предложенные правительством России документы принимаются в первом чтении, как правило, «автоматически». Поэтому и длительные повествования о чудотворных свойствах икон сторонников передачи религиозным организациям культурного достояния, и выключение микрофонов у двух наиболее авторитетных российских специалистов по древнерусскому искусству – директора Музея Рублева Геннадия Попова и искусствоведа из Института искусствознания Льва Лившица – вряд ли повлияли на исход голосования депутатов.

Знаковым выглядит такое совпадение: в день рассмотрения законопроекта в Госдуме истекал и срок пребывания в храме Александра Невского, возведенном близ поселка Княжье Озеро, древней иконы Корсунской Богоматери Одигитрии (Торопецкой), отданной «напрокат» директором Государственного Русского музея Владимиром Гусевым под гарантию Патриарха Кирилла о возвращении ее в назначенный срок (см. «НГР» от 01.09.10).

То, что икона не была возвращена в музей, мало кого удивляет. «Бог дал, Бог и взял» – настраивает на философский лад, пусть и по другому поводу, народная поговорка. Но к ситуации с Торопецкой иконой больше подходит другой народный афоризм: «На Бога уповай, да рот не разевай». Неладное сотрудники Русского музея почувствовали еще 10 сентября, когда не дождались сведений об условиях транспортировки иконы в Петербург. Тогда они и обратились к своему директору с требованием отчитаться о ситуации с переданным в церковь экспонатом. Обращение подписали около 200 человек. С аналогичным заявлением музейщики обратились к министру культуры Александру Авдееву, в котором просили его о содействии «своевременному (согласно условиям договора) возврату иконы на хранение в Русский музей для скорейшего проведения соответствующих профилактических мероприятий». Но ответом им стало письмо от 13 сентября с.г., в котором министерство сообщало, что «разрешает Государственному Русскому музею продлить до 22 марта 2011 года срок временной выдачи 1 (одного) музейного предмета». В качестве «предмета» называлась та самая Богоматерь Торопецкая!

По уверениям сотрудников Русского музея, Владимир Гусев написал письмо на имя замминистра культуры Андрея Бусыгина за №1977/1 с предложением продлить срок нахождения иконы в Подмосковье, в связи с чем просит «принять во внимание постоянную готовность музея к поиску координированных решений по вопросам взаимоотношений с Русской Православной Церковью в самых сложных ситуациях, нередко сопряженных с неоднозначной общественной реакцией, в том числе и в коллективе музея». В ответ пришло письмо от замначальника Росохранкультуры Виктора Петракова № 03-06-1634 от 9 сентября с предложением «обеспечить документальное оформление правомочности нахождения иконы в указанной религиозной организации в сроки, не оговоренные договором». Венчает дело уже упомянутое согласие Минкульта на продление срока хранения бесценного экспоната в храме близ коттеджного поселка.

Подобные случаи лишь омрачают тот фон, на котором работа экспертов над скандальным законопроектом после первого чтения становится еще более внимательной.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


"Ватерлоо" свободы, равенства  и братства

"Ватерлоо" свободы, равенства и братства

Артур Приймак

Пришедший в Россию из Франции секуляризм ведет неравный бой и в Москве, и в Париже

0
161
Пять книг недели

Пять книг недели

0
777
Занозистый Бурлюк с парохода современности

Занозистый Бурлюк с парохода современности

Дарья Курдюкова

"Отец русского футуризма" занял Музей русского импрессионизма

0
1376
Нога и копыта, или О демонстрации в музее

Нога и копыта, или О демонстрации в музее

Дарья Курдюкова

С 2019 года посещаемость станет одним из критериев оценки деятельности директоров

0
1490

Другие новости

Загрузка...
24smi.org