Эрдоган открывает мусульманам свою Америку. Фото с сайта www.tccb.gov.tr |
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган 15 ноября на встрече с мусульманским духовенством Латинской Америки поставил под сомнение традиционную версию истории региона. «Исламские мореплаватели достигли берегов Америки еще в 1178 году, наше двустороннее сотрудничество продолжается с XII века», – заявил политик. По убеждению Эрдогана, о присутствии мусульман в Новом Свете был осведомлен Колумб, якобы видевший на Кубе мечеть. Политик выразил желание восстановить этот культовый объект за счет средств турецкой казны.
Об интересе элит малоазиатского государства к Латинской Америке стало известно несколько лет назад, когда «Турецкий фонд по религиозным делам» (TDV) объявил о планах строительства мечетей в странах Карибского региона. Тогда же было достигнуто соглашение с правительством Гаити о возведении первого мусульманского богослужебного комплекса в этой стране. В 2013 году турки заручились согласием властей Кубы на строительство мечети в Гаване, но в октябре с.г. правительство острова переменило свое решение. Предложение Эрдогана показывает, что власти Турции не готовы смириться с этой неудачей.
Активность Анкары в отстаивании мусульманских интересов в дальнем зарубежье в полной мере соответствует амбициям Турции, претендующей на лидерство в исламском мире. К широкой аудитории приверженцев этой религии, вероятно, и была обращена реплика Эрдогана, повторяющая мнение, уже добившееся популярности в Интернете. К настоящему времени сотни исламистских сайтов перепечатали материалы историка-любителя Юсефа Мруэ, в 1996 году взявшегося за доказательство того, что мусульманские мореплаватели сразу из двух регионов – Иберийского полуострова и Западной Африки – опередили испанцев в деле открытия Америки на три сотни лет.
В основе аргументации Мруэ – отрывок из дневников Христофора Колумба, в котором возвышенность в окрестностях современного города Гибара на Кубе сравнивается с исламским храмом: «И на одной из гор, на вершине, имеется холмик, похожий на красивую мечеть» («Дневники», часть 2). Мруэ в своем исследовании предпочел проигнорировать часть слов Колумба, представив дело так, что тот действительно увидел мечеть. Другой повод для спекуляций «альтернативному историку» дали упоминания испанских мореплавателей о смуглокожих индейцах. Мруэ сделал вывод, что речь может идти о мусульманах-африканцах, приплывших в Новый Свет с территории Мали. Используя наречие этнической группы мандинка, лжеученый представил альтернативную этимологию ряда индейских названий как якобы происходящих из этого языка. Поскольку язык мандинка испытал значительное влияние арабского, индейские названия, до сих пор популярные в Латинской Америке, с точки зрения Мруэ созвучные словам из мандинка, оказались открыты для интерпретации с позиций мусульманской культуры.
В академической среде точка зрения Мруэ не получила никакой поддержки. К настоящему времени в Новом Свете не найдено ни одного памятника, подтверждающего присутствие в отдаленном прошлом в этой части света мусульманских мореплавателей. Бездоказательными, впрочем, оказались и другие «сенсационные» версии об открытии Америки – полинезийскими аборигенами, флотоводцем китайского императора, японцами или басками.