0
913
Газета Факты и комментарии Интернет-версия

31.05.2000 00:00:00

Санта-Клаус, святыни и туристический бизнес


Как известно, уже почти тысячелетие мощи святителя Николая почивают в итальянском городе Бари, и Русская Православная Церковь каждый май торжественно отмечает праздник перенесения мощей святителя в Барград (так называемый "Никола-летний").

Зачем же "агарянам", как звали турок наши предки, понадобился великий христианский чудотворец? На чем основывают они свои претензии?

Оказывается, в Турции существует ассоциация "Санта-Клаус", занятая прославлением этой ипостаси Деда Мороза. Православному человеку трудно понять связь мирликийского святителя с новогодней раздачей подарков, но она существует - только узколокальная и языческая по происхождению.

Придача функций Деда Мороза святителю Николаю (североевропейская форма имени Клаус) произошла в Скандинавии, вместе со скандинавскими эмигрантами проникло в Америку, а оттуда, в откровенно коммерческой упаковке, вернулась в Западную Европу вместе с другими праздниками, имеющими связь со святыми лишь в своих названиях (например, "праздник влюбленных", он же день святого Валентина).

В Демре, древних Мирах, где жил и творил чудеса святитель и где он был первоначально погребен, турки установили ему памятник. Но ему ли? На постаменте стоит бравый бородач в балахоне с капюшоном, с огромным мешком на плечах, облепленный ребятишками, короче - вылитый Дед Мороз. После водружения памятника турки решили пойти дальше и потребовали отдать им останки "Санта-Клауса" для погребения в том месте, где он лежал до 1087 г.

"Мы устроим ему достойный мавзолей", - заявил публично Муаммер Карабулут, председатель Ассоциации друзей Санта-Клауса. Он же пожаловался, что многочисленные официальные прошения ассоциации, отправленные в разные инстанции Католической Церкви, включая Папу Римского, были отвергнуты.

Мотивы ревности друзей Санта-Клауса ясны: слабой турецкой экономике нужны туристы, а следовательно, - популярные достопримечательности. Как чтимый Божий угодник св. Николай тамошним мусульманам, понятно, ни к чему, а как новогодний фетиш весьма бы сгодился.

Барийцы, традиции и культура которых основаны на присутствии мощей Чудотворца в их городе, отвечают на эти притязания решительным "нет", поясняя, что трудно даже спорить с "людьми, для которых св. Николай и Дед Мороз - одно и то же". Мощи святителя, говорят турки, - это культурное достояние нации, вроде пергамского алтаря (похищенного, но возвращенного): барийцы совершили банальную кражу, а украденное следует вернуть.

Дискуссию о том, кому владеть мощами, усложнили греки. В элладской печати не раз уже прозвучало мнение, что похищенное следует вернуть мирликийским эмигрантам, сбежавшим от преследований турок в 1920-х гг. из Малой Азии в Грецию.

Итальянский ответ в мягкой и ироничной форме дал в разных местных СМИ о. Джерардо Чоффари, директор барийского Свято-Николаевского исследовательского центра.

"Да, дорогие турецкие друзья, - согласился он, - "барийцы похитили в Мирах мощи святого, но вы похитили у греков сами Миры и вообще всю Малую Азию с Константинополем, и не думаете это им возвращать" (добавим от себя, что своим "похищением" барградцы спасли для христианского мира величайшую святыню).

Как образованный историк о. Джерардо воспользовался случаем, чтобы пояснить еще следующее. В 1087 г. не были обкрадены ни турки, ни греки: это был момент безвластия, когда нашествие турок сокрушило византийскую администрацию, причем греки сбежали из Мир, но формальный контроль над Ликией захватчики еще не установили.

Свою отповедь о. Джерардо обычно завершает так: "Если кому и отдавать мощи святого - так это не туркам и не грекам, а русским, почитающим его как никто в мире. Но они-то, тысячами прибывающие на паломничество в Бари, и не просят подобного, зная, что Николай Чудотворец - это вселенский святой и что ни один город на земле не может похвалиться такой веротерпимостью, как у нас".

Последнее следует пояснить. Действительно, в Бари помимо русской православной церкви постройки Щусева есть еще и православный придел, устроенный ни в каком-нибудь ином месте, а внутри кафедрального собора рядом с гробницей Чудотворца.

Таким образом, в каждый воскресный и праздничный день в этом соборе, естественно, католическом, служится православная литургия, совершаемая постоянно живущим в Барграде румынским священником. Каноники собора разрешают служить литургию у гробницы св. Николая православным иереям-паломникам из любых стран.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Шаг к медиауспеху

Шаг к медиауспеху

Виталий Барсуков

Начинающие журналисты и блогеры прошли образовательный интенсив проекта «Другое Дело» и агентства «Россия сегодня»

0
296
Медийная борьба с политическими противниками в Германии

Медийная борьба с политическими противниками в Германии

Олег Никифоров

Почему в преддверии земельных выборов в Бранденбурге телеканалы наращивают атаки на правопопулистскую оппозицию

0
1487
Интернет в школы доставляют Starlink или Минцифры

Интернет в школы доставляют Starlink или Минцифры

Михаил Сергеев

После бюджетного финансирования учителя вынуждены налаживать связь самостоятельно

0
1390
Отечественная экономика больше уверенности внушает именно молодым

Отечественная экономика больше уверенности внушает именно молодым

Анастасия Башкатова

Российские потребители по умолчанию пессимистичны

0
1282

Другие новости