0
1219
Газета Факты и комментарии Интернет-версия

11.07.2001 00:00:00

Молдова - край на разломе юрисдикций


- Ваше Преосвященство, насколько я понимаю, вы не удовлетворены тем, что в Кишиневской семинарии нет русскоязычной группы...

- Потребность в русскоязычном отделении была и раньше и сейчас сохраняется. Другое дело, когда ссылаются на то время, когда упразднили русскоязычную группу и уверили меня, что любой образовательный вопрос стоит финансовых вложений. На тот момент я сам жил на птичьих правах в гостинице, собирая по близлежащим ларькам быстрорастворимые супы и картофель. Будучи епископом Дубоссарским, я, по сути, не имел места для службы и чаще всего служил в Бендерах, не имея ни канцелярии, ни практически жилья.

На тот момент я при всем желании не мог поддержать русскую группу. Но это не значит, что потребность в таковой не имеется. Молдавская митрополия все-таки многонациональна, ее враз на молдавский язык не переведешь. Я вижу, что там, где службы совершаются только на церковно-славянском языке или только на молдавском, теряется другая паства, "инакоговорящая". Потребность в священниках, умеющих совершать службу на церковно-славянском языке, говорящих на русском языке, в Молдавской митрополии осталась.

- Насколько мне известно, устав Паисия Величковского говорит о том, что богослужение всегда совершается на церковно-славянском и румынском...

- Послушайте, давайте сейчас говорить о семинарии. Ведь намеренно смешивают проблемы семинарии и монастыря в одно и то же.

- Давайте уточним - у семинарии нет своего храма, и семинаристы участвуют в монастырских службах.

- Если захотеть, то семинарским властям можно сдаться на откуп наместнику Троице-Сергиевой лавры Феогносту. В одних стенах Троице-Сергиевой лавры существуют два организма: монастырь и семинария и академия.

- Мы с вами говорим о Кицканском монастыре. Есть ли там отдельный семинарский храм?

- Не знаю. Дело в том, что я особенно в это не вникал и меня это не касалось. Вроде бы Никольский храм монастыря является семинарским. Вроде бы храм преподобного Паисия, который вне стен монастыря, недостроенный, - семинарский. Я не знаю. По логике вещей семинарский храм должен находиться вне стен монастыря, чтобы семинаристы имели литургическую и богослужебную практику, которая предполагает совершение крещения и венчания.

- В единственном обращении монастырской братии упомянуто, что после вашего приезда в Приднестровье вам была предложена лучшая келья в монастыре, но вы от нее отказались┘

- Это сказки венского леса. Какая келья в монастыре, который был раньше епархиальным? Меня тогда посылали Синод и Патриарх, они считали, что я унаследую епархию владыки Викентия, у которого было 160 храмов.

- Это был весь юг Молдовы┘

- А вот приезжает епископ Юстиниан и ему дают тридцать приходов Приднестровья и из его же территории вырывают монастырь. Он вдруг становится по имени митрополичьим. О какой келье может идти речь? Я первое время только и слышал что укоризны, почему я часто служу в Бендерах. Мне говорили, что Бендерская кафедра должна быть свободной, чтобы остаться за будущим епископом Доримедонтом. О какой келье можно сейчас говорить?

- Как вы думаете, если абстрагироваться от эмоций, с чем связано обострение ситуации вокруг монастыря?

- Те, кто духовно должен руководить и монастырем, и семинарией, на сей момент заявляют, что они пасуют перед создавшейся ситуацией. Якобы они не вправе и не в силах руководить. Для меня это не новость, и я об этом говорил и буду говорить. Сегодня это репетиция ситуации против Юстиниана, завтра это будет ситуация против митрополита Владимира. Поэтому, если мы не хотим пойти на поводу у этих лозунгов, раздуваемых и дешевых┘

- Каких лозунгов, простите?

- А допустим, "епископ Юстиниан - не монах!". Спрашиваю: "А почему не монах? Какое вы имеете право определять, монах я или не монах?" - "Ну вот, вы знаете, вы не живете монастырской жизнью, поэтому и не монах". В таком случае большинство наших архиереев можно причислить к тому, что они не монахи. Я многократно слышал в кругу Кицканской семинарии такие лозунги, что в Молдавской митрополии ничего не делается, митрополит ничего не делает, все делает и обо всем заботится и свет в окошке - это архиепископ Доримедонт. Вот в чем беда-то. Как бы мне больно ни было, я приму любое послушание. Но я вам говорю: если сегодня правильно ситуацию не оценят, то завтра это обернется против митрополита Владимира.

- Странная все-таки ситуация, согласитесь. Когда ректором был митрополит и проректором епископ, все было нормально. Но когда на этих должностях находятся два равных правящих архиерея и один находится в административном подчинении у другого - это неестественное для Церкви положение дел.

-Я особой беды в этом не вижу. И семинария, и монастырь географически находятся на территории моей епархии. Простите, нужно это брать в расчет. Поэтому беды в том, что епископ будет проректором┘ Ну, пожалуйста, архипочетным его обзовем.

- Я разговаривал с верующими, которые собрались у здания митрополии в день заседания Синода Молдавской митрополии, и они говорили, что для многих оказалось оскорбительным назначение Приднестровского епископа ректором Кишиневской семинарии. Все-таки политические реалии таковы, что Приднестровье сегодня не признано как самостоятельное государственное образование.

- По логике этих людей я должен тогда провозгласить автономную приднестровскую епархию, против чего я категорически всегда восстаю. Я говорю, что я - епископ Молдавской Церкви и в каждом храме у нас поминается имя владыки Владимира. А эти люди, не понимающие церковных правил, не имеющие даже должного светского образования, подталкивают порой духовенство на решительные шаги. Для того ведь, наверно, епископ, для того и священник, чтобы страсти народные умиротворять и людей вразумлять.

- Может быть, лучше не допускать конфликтных ситуаций? Умиротворять - это уж когда допустил, а когда не допустил, мир просто не нарушен.

- Видите ли, край наш южный, край темпераментов, край, скажем так, на разломе юрисдикций. Вот здесь, пожалуйста, не хотите находиться в спасительной ограде Православной Церкви, можете пойти к раскольнику Филарету Денисенко, к нему не хотите - обратитесь в Румынскую Церковь. Я думаю, что это великий соблазн для духовенства. И по моему мнению, нужно сейчас иметь согласие с Румынской Церковью, которую мы признаем, любим и уважаем с тем, чтобы люди, которые были за канонические преступления извергнуты из сана, запрещены и не могли потом играть на политических противоречиях. Потому что это не делает чести ни Румынской Церкви, принимающей такие кадры, не говоря уж о том, что этим самым духовенство порой шантажирует даже своих архиереев, говоря им: "Не хотите? А мы пойдем туда-то".

- Это коренной вопрос православной геополитики в регионе, как это можно сделать?

- Во-первых, нужно всем бояться Бога, начиная от архиереев и заканчивая мирянами. Понять, что когда мучеников за Христа спрашивали, как его имя, он в первую очередь отвечал "мое имя - христианин". Во-вторых, на мой взгляд, можно сказать, какой национальности, а в-третьих, какого государственного обустройства ты являешься членом. У нас очень часто вероисповедная принадлежность становится разменной картой в политических и националистических игрищах. Это ненормально.

- Владыка, я был крайне удивлен, когда ваш личный телохранитель провел досмотр моих личных вещей. Такого не бывает, даже когда идешь на прием к Святейшему Патриарху. С чем связаны такие небывалые для епископа меры безопасности?

-Я тоже удивился. Не знаю, он ничего подобного раньше не проявлял. Это для меня первый раз, я его после спрошу об этом. Просто, видимо, накал сегодняшнего дня подействовал и на него. Что касается необходимости охраны, то дело в том, что всерьез никакую человеческую охрану я не беру в расчет. В конце концов сколько человеку жить, один Господь знает. И если нужно меня прибить, то, допустим, снайперу меня уложить с любой крыши очень легко, и никакой Дмитрий Васильевич меня не защитит. Другое дело, несколько лет назад собирались сделать нападение на мой дом, и все это серьезно планировалось.

- Я не раз слышал мнение, что один из вариантов решения конфликта - вывести семинарию из стен Кицканского монастыря и разместить ее в монастыре Курки.

- Рядом с монастырем Курки находилась клиника для душевнобольных, и в этом здании была попытка создать семинарию. Но те же люди, которые стали организаторами нынешней ситуации, были инициаторами закрытия семинарии в Курки. Такое решение находится в компетенции митрополита: он может разместить семинарию там, где он хочет. Но, другое дело, чего ради? В нынешней монастырской ограде уже воздвигнуто здание семинарии. По моему рассуждению, семинария должна испытывать благое влияние монастыря. Да и монастырь также нуждается в помощи семинарии. Это касается и пения, и экономической жизни, потому что вместе лучше владеть землей и использовать ее.

Сейчас в Приднестровье мы стараемся для каждого прихода получить кусок земли, потому что это дает стабильность жизни прихода. В принципе уже оговорено, что мы, хоть и трудно, но готовы дать и под монастырь, и под семинарию землю, но ее нужно обрабатывать. Понятно, что нужно сделать процесс таковым, чтобы можно было два часа физически поработать. Я, допустим, понимаю, что семинария - то место, которое вправляет и душу, и мозги. Сейчас в нашем крае это очень серьезная проблема, потому что образование в школах дают ничтожное. Мой план был не только создавать русскоязычное отделение в семинарии. Я собирался первый год делать образовательным с тем, чтобы те, кто родился молдаванином и кто говорит на молдавском, целый год учились говорить на русском, а те, кто на русском - говорить на молдавском и писать. И только со второго года в зависимости от того, есть преподаватель, который на молдавском говорит, пусть говорит на молдавском, есть кто на русском - пусть на русском. То есть первый год мною мыслился как год образовательный, языковой, год вхождения в культуру.

- И тогда уже становится безразлично, на каком языке читаются лекции?

- Вот именно. Для Молдавской митрополии это вопрос злободневный. Потому что у нас есть чисто украинские или чисто молдавские села, но чаще всего села перемешаны. Мы должны выпускать священников, свободно говорящих и служащих и на том, и на другом языке.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
264
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
338
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
271
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
231

Другие новости