0
5888
Газета Факты и комментарии Печатная версия

19.07.2017 00:01:00

Бедность довела священников до непоминовения

У мятежа татарстанских клириков обнаруживаются социальные причины

Тэги: патриарх кирилл, папа франциск, экуменизм, антиэкуменизм, ересь, шамбези, гавана, епархиальная реформа, налоги, поборы


патриарх кирилл, папа франциск, экуменизм, антиэкуменизм, ересь, шамбези, гавана, епархиальная реформа, налоги, поборы Сельскому священнику трудно собрать сумму пожертвований, достаточную для того, чтобы архиерей был доволен. Фото Геннадия Михеева/PhotoXPress.ru

В Центральном доме туриста в Москве 1 августа с.г. должно состояться мероприятие, звучно именуемое «Всепоместный православный собор». На соборе пройдет «церковный суд», где за ересь экуменизма будут «осуждены» первоиерархи всех канонических православных Церквей, включая патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Вселенского патриарха Варфоломея. Суду и отлучению иерархов решил предать активист Валерий Сутормин. Бывший работник Спасо-Андроникова монастыря Сутормин известен своими экстравагантными выходками. Эскапада Сутормина (далеко не первая) проходит на примечательном фоне. В Татарстане группа священников РПЦ также осудила патриарха Кирилла за экуменизм и отказалась поминать его за богослужением.

Распоряжением правящего архиерея мятежные клирики запрещены в служении, но втайне совершают обряды на дому. Их шестеро. Двое из Нурлатского района: иеромонах Христофор (Плетнев), настоятель храма Тихвинской Божьей Матери в селе Тюрнясево; священник Роман Томилов, настоятель храма Апостолов Петра и Павла в селе Старые Челны. Настоятель храма Архистратига Михаила в селе Слобода Черемуховая священник Илия Головкин, глава прихода храма Николая Чудотворца села Слобода Петропавловская иеромонах Митрофан (Нейков) – из Новошемшинского района. Настоятель храма Святого Димитрия Солунского священник Владимир Хаипов – из села Калейкино Альметьевского района. Иеромонах Гермоген (Соколов) — из Болгара, создаваемой с нуля властями Татарстана древней столицы Волжской Булгарии, где руководит Свято-Троицким храмом.

Причины ухода в раскол священники указали в своих видеообрашениях к пастве. «Когда я узнал, что патриарх Кирилл нас предал (имеется в виду Гаванская встреча патриарха с папой Римским Франциском 12 февраля 2016 года. – «НГР»), пошел в неповиновение, – говорит священник Владимир Хаипов. – Собрал людей, тех, по крайней мере, кто ходил в церковь, и сказал им, что больше не могу поминать патриарха Кирилла как великого господина и отца нашего. Если патриарх – предатель (православия. – «НГР»), значит, и я предатель». Священник предложил верующим служить царским чином (то есть без поминания патриарха. – «НГР»), но отклика не нашел. О том, что состоявшееся в октябре 2015 года Всеправославное совещание в Шамбези и встреча в Гаване – это «экуменические сборища», Хаипов докладывал в 2016 году в рапорте своему архиерею – епископу Альметьевскому Мефодию (Зайцеву). Якобы состоявшаяся, как утверждает Хаипов, в Гаване совместная молитва патриарха Кирилла с папой Франциском ввергает Кирилла под действие 45-го Апостольского правила, где сказано: «Епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся только, да будет отлучен. Если же позволит им действовать как-либо, яко служителям Церкви, да будет извержен». Он разбирает преамбулу послания Всемирного саммита религиозных лидеров, состоявшегося в 2006 году в Москве с участием РПЦ: «Мы, главы и посланцы христианских, мусульманских, иудейских, буддийских, индуистских и синтоистских общин», – добавляя к тексту «имеем одного и того же Всевышнего» (этого оборота в оригинале нет). «Что противоречит словам Евангелия: «Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть», Евангелие от Матфея, 11, 27. На встречах с мусульманами, иудеями и буддистами патриарх Кирилл, называя их братьями, в то же время умалчивает о вероисповедных разногласиях с ними, что выглядит как смешение христианства с этими религиями. Нам предлагается заменить учение святых отцов богословским мнением патриарха Кирилла (Гундяева) и митрополита Илариона (Алфеева)». На основании того, что патриарх Кирилл якобы молится вместе с инославными и нехристианами, Хаипов сообщил своему епископу, что прекращает поминать патриарха.

Иеромонах Христофор (Плетнев) в своем видеообращении пожаловался на то, что их «непоминающую» группу поддерживают в основном простые прихожане, а священники поддались «проискам еретического священноначалия» во главе с патриархом Кириллом. «Я не говорю об «упоротых» экуменистах. Я говорю о простых священниках, которые ревновали за истину Христову и сами старались жить благочестиво. Но  они ничего не делали и свою паству не просвещали. Духовные очи сердца помрачались с каждым месяцем. Так что они стали в конечном счете апологетами Гундяева».

Под «еретическим священноначалием» иеромонах Христофор подразумевает и своего правящего архиерея – епископа Чистопольского и Нижнекамского Пармена (Щипилева), переведенного в 2015 году из Ростовской области на недавно образованную кафедру. 

Епископ в беседе с татарстанскими СМИ заявил, что антиэкуменизм взбунтовавшихся «отцов» (пятеро относятся к его епархии) инспирирован несколькими причинами: низким уровнем образования бунтовщиков, узким кругозором, отсутствием чувства дисциплины и нежеланием заниматься реальной работой по просвещению прихожан, профилактике алкоголизма и наркомании.

Епископ Чистопольский в данном случае скорее всего прав, сказал «НГР» протодиакон Андрей Кураев. «Непоминающие в России и Украине как раз отличаются низким уровнем образования и при этом фанатическим почитанием специфической литературы вроде работ схиархимандрита Рафаила (Карелина). Каноны разрешают священнику отрекаться от своего епископа лишь в случае, когда епископ ведет неправедную жизнь или же проповедует заведомую ересь. Ничего такого в действиях патриарха Кирилла нет».

Эксперт Института национальной стратегии Раис Сулейманов в беседе с «НГР» сказал, что с бунтом священников не все так однозначно, как говорит епископ Пармен. «Магистерская работа Христофора (Плетнева) посвящена английским святым первого тысячелетия н.э. Это говорит, что он знает языки, у него широкий научный и общий кругозор. У антиэкуменического бунта в Татарстане есть другая сторона. А именно – недовольство политикой местных епископов, которые с каждого прихода требуют регулярной сдачи в церковную казну отчислений. Для деревенских священников в Татарстане и 20 тысяч рублей в месяц неподъемная ноша».

По данным «НГР», каждое сельское благочиние Татарстанской епархии в месяц сдает по 100 тыс. руб., городское – больше, в зависимости от того, насколько город крупный и экономически развитый. Из Болгара ежемесячно отчисляется 200 тыс. руб. Из Нижнекамска, центра республиканского нефтехима, – полмиллиона. Как сообщают «НГР» источники в церковной среде Татарстана, Пармен (Щипилев), как только был переведен в Чистополь из Ростова-на-Дону, сразу занялся фискальной дисциплиной, карая ослушников прещениями. Некоторые сельские священники были вынуждены брать кредиты, чтобы уплатить положенный церковный налог. Исключений не делают даже для самых отдаленных и малочисленных приходов, где клир порой вынужден жить впроголодь.

Наблюдая такой управленческий стиль, поволжское сельское духовенство с ностальгией вспоминает бывшего митрополита Татарстанского Анастасия (Меткина), руководившего епархией с 1989 по 2015 год. Несмотря на постоянно витавшие вокруг имени Анастасия скандалы, этот архиерей в плане налогообложения приходов был либерален. «Как говорят священники, с сельского прихода-«середняка» Анастасий брал максимум 5 тыс. в месяц, а с отдаленных сельских церквей вообще мог не брать», – говорит Раис Сулейманов. По сведениям «НГР», священники из местной глубинки боятся визитов на приход церковного начальства, чего в архиерейство Анастасия не было. Такие настроения местного клира и отдельных прихожан аккумулируются в направленность против патриарха Кирилла. Выделение из некогда цельной Татарстанской митрополии Чистопольской и Альметьевской епархий (которые по структуре повторяют местные дореволюционные викариатства), произошло при Кирилле. Как и архиерейские назначения в Татарстан: епископом Чистопольским Пармена (Щипилева), а митрополитом Казанским Феофана (Ашуркова).

«Если епархиальные перемены в Татарстане связаны с расколом, то чисто психологически, – считает протодиакон Андрей Кураев. – Но даже если это так, то это не канонический повод для отрешения от первоиерарха. Когда, как говорится, жить стало невыносимо, лучше просто снять сан».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


 Визит патриарха Кирилла в Молдавию планируется в 20-х числах октября - пресс-секретарь

Визит патриарха Кирилла в Молдавию планируется в 20-х числах октября - пресс-секретарь

0
567
Константинополь предлагает Киеву "томос Шредингера"

Константинополь предлагает Киеву "томос Шредингера"

Артур Приймак

Патриарх Варфоломей отказал РПЦ в праве определять будущее Украинской церкви, но и своего решения пока не вынес

0
9840
Папе Франциску пора готовить операцию «Преемник»

Папе Франциску пора готовить операцию «Преемник»

Станислав Минин

На волне очередных скандалов понтифика призывают уйти в отставку

0
2020
Центробанк оценил вклад повышения НДС в инфляцию

Центробанк оценил вклад повышения НДС в инфляцию

0
752

Другие новости

Загрузка...
24smi.org