2
11417
Газета Вера и общество Печатная версия

13.08.2013 00:01:00

КАРТ-БЛАНШ. Проповедь затягивания поясов

Церковь неожиданно решила повторить тезис Энгельса о христианстве как "религии рабов и бедняков"

Владислав Мальцев
Обозреватель приложения "НГ-Религии"

Об авторе: Владислав Александрович Мальцев – обозреватель приложения «НГ-религии».

Тэги: религия, христианство, рпц, всеволод чаплин


религия, христианство, рпц, всеволод чаплин Фото Reuters

Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин предложил россиянам научиться в материальном плане «довольствоваться малым». Учитывая должность протоиерея Чаплина, а также то, что заявление появилось на сайте Синодального информационного отдела РПЦ, можно считать эти слова разъяснением официальной позиции Церкви.
Возможно, представитель РПЦ решил отреагировать – правда, с большим запозданием – на прозвучавшее в 2010 году заявление телеведущего Владимира Познера: «Если оттолкнуться от таких определений, как демократия, качество жизни, уровень жизни, и распределить страны именно по этим показателям, то на первом месте будут именно протестантские страны, все. Потом католические. И лишь потом такие, как Россия, Греция, Болгария и т.д. И это совершенно не случайные вещи». Сразу заявив, что не будет «спорить с этой схемой», Чаплин предложил взглянуть на ситуацию под другим углом зрения: «Рост экономики и потребления не может быть бесконечным, и народы, которые смогут отойти от идеи непременного и ничем не сдерживаемого роста, окажутся более успешными в условиях, когда этот рост прекратится». «Я бы согласился с теми, кто говорит, что нужно переходить от экономики роста к экономике достаточности, – продолжил священнослужитель. – И именно достаточность и самоограничение в стяжании земных благ всегда были свойственны православной цивилизации. В ее традициях было не бесконечное умножение материальных богатств, а умение довольствоваться малым или по крайней мере разумным количеством земных благ».
Формулировка про «довольствоваться малым» у меня, например, вызвала в памяти известный фильм «Флэш Гордон» (1980), ставший культовым как благодаря своему сюжету, так и саундтреку, записанному группой Queen. В фильме есть сцена, отсылающая к новозаветному сюжету искушения Христа Сатаной в пустыне – демонический владыка космоса Минг предлагает герою перейти на его сторону, обещая власть над одной из своих планет и отказ от намеченного уничтожения Земли. Но, добавляет Минг, люди так или иначе от его атак «перестанут быть такими, какими ты их помнишь, – они станут послушнее, ими будет проще управлять». «То есть они станут рабами?» – спрашивает Гордон. «Скажем, они будут довольствоваться малым», – со снисходительной усмешкой отвечает Минг.
Некоторое время назад протоиерей Всеволод Чаплин дискутировал на страницах «НГ-религий» (см. номер от 01.08.12) с приверженцами гуманистической этики. Тот спор был о другом, но вывод оказался тем же: «Для религиозной этики самое главное – не обеспечить человеку на Земле душевный комфорт, здоровье и благополучие, а помочь ему достигнуть высочайшего нравственного идеала, который только и делает человека способным войти в блаженную вечность. Иногда ради этого в земной жизни лучше быть бедным, чем богатым, больным, чем здоровым, живущим беспокойной, а не благополучной жизнью». Иначе говоря, вновь главным, по мнению Чаплина, оказывается умение благочестиво затянуть потуже пояса.
Может создаться впечатление, что в суждениях представителя Церкви – не исключено, что на подсознательном уровне – неожиданно всплыли суждения классиков диалектического материализма, изложенные в работе Фридриха Энгельса «К истории первоначального христианства» (1894), к цитатам из которой часто обращались в советской литературе о религии: «Христианство… выступало сначала как религия рабов… бедняков и бесправных». Энгельс считал, что «и христианство, и рабочий социализм проповедуют» нечто общее, имея схожую социальную аудиторию.
Однако марксистам не приходило в голову оправдывать привилегии высших слоев общества, как это сделал в июле 2012 года в интервью одному из православных сайтов Чаплин: «Обеспечить естественную для православного общества ситуацию, в которой... чиновник всегда стоит и по имущественному, и по социальному положению... выше любого бизнесмена». Конечно, будучи у власти, советская партноменклатура быстро приобрела вкус к хорошей жизни, достигнув в годы застоя ставшего тогда притчей во языцех материального положения. Да, мы знаем этот исторический урок. Но все же открыто показывать свое благосостояние, а уж тем более – пропагандировать как должное советские чиновники не решались. Ныне же мы видим попытки обеспечить стабильность положения современной номенклатуры в том числе при помощи «духовных скреп».
И еще из уроков прошлого. Советская экономика ко времени заката СССР оказалась не способна обеспечить простым гражданам нормального качества жизни. Вместо того чтобы исправить эту ситуацию путем реформирования экономики, власть посчитала более простым сделать упор на «борьбе с мещанством». Тогда тоже клеймили как низменный «вещизм» желание людей нормально жить, питаться и одеваться. Этому противопоставлялись лозунг «ничего лишнего» и духовные ценности «строителей коммунизма». Сейчас по некоей известной лишь одним им причине схожую пропагандистскую работу взяли на себя официальные представители Русской православной церкви.   

статьи по теме


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(2)


Андрей Акшин 11:02 13.08.2013

Чаплин говорит не о затягивании поясов - сии лозунги приоритет апологетов общества потребления и прочих ельциных, а говорит о довольствовании малым. Согласитесь, совсем не одно и то же - затягивание поясов и довольствование малым. Настолько не одно и то же, что я объясню различия. "Затягивание поясов" - это недоедание, недолечение, одевание в обноски и проживание в тесноте, не сказать, что в обиде, но на головах друг у друга. "Затягивание поясов" - это гибель. Если не физическая, то социальная совершенно точно. "Довольствование малым": это здоровое питание (плюс изредка, деликатесы); это своевременная и необходимая медицинская помощью (плюс изредка, дорогостоящее лечение); это недорогая, но неизношенная, а добротная одежда (плюс изредка роскошная вещь); это небольшое, но отдельное и комфортабельное жильё (плюс изредка, жильё большое). Отличается, не правда ли? Интерпретировав слова оппонента, автор статьи начинает спорить с несуществующей концепцией. И понятное дело, если он даже победит в споре, то победа окажется тоже несуществующей. Однако, и с несуществующей концепцией статья спорить не в состоянии. Потому как автор исходит из смешной исторической версии, мол, на смену первобытнообщинному строю пришёл рабовладельческий, ему - феодальный, ну и так далее по страницам учебника для начальной школы. Тогда, как достаточно оглядеться, чтобы убедиться: дикари, рабы и рабовладельцы, феодалы и труженики барщины, капиталисты и работники - всё это присутствуют ныне в мире ОДНОВРЕМЕННО. И всегда присутствовало одновременно. Что же касаемо преобладающей формы человеческой цивилизации, то несложно убедиться, повнимательнее прочитав тот же учебник для начальной школы, что на смену буржуазному вечевому обществу в XVII веке пришло как раз капиталистическая рабовладельческая форма функционирования (она так и названа - Реформация). В России Реформация привела в 1649-ом году к крепостному праву (чистейшему рабовладению) и новым торговым и церковным формам общества ("денежная" реформа и Раскол). Именно в такой по форме цивилизации (рабовладельческой модернизированной) человечество и живёт по сей день. "Довольствоваться малым" для большинства людей - это залог баланса в человеческой цивилизации современного толка. И любое отклонение от баланса ведёт к кризису и кровопролитным войнам. Другое дело, что сия эпоха заканчивается. Мы уже живём в межвременье, в ожидании двух видов человека - интеллектуального технологического и бездумного рефлекторного. А в межвременье, чтобы сделать правильный выбор, желательно опираться на надёжные, испытанные правила. Одно из них: "Не смотри, как поп живёт - слушай, что он говорит". Очень полезное и разумное правило. Если, конечно, обладаешь разумом. И ещё. То, о чём говорит Чаплин - это попытка встроится в завтрашний день. Не обязательно, что удастся. То, о чём говорит автор статьи - это попытка зацепиться за день вчерашний. Обязательно, что не удастся.

Павел Еремеев 12:08 13.08.2013

Почему бы и не затянуть пояса, если это для Родины надо! Но пока наши дети мёрзнут в караулах, а то и гибнут на защите рубежей Родины, кто-то будет территории разбазаривать? Шельфы норвегам дарить, острова китайцам? Так и в экономике. Ради чего нам затягивать пояса? Чтобы ещё одной олимпиадой пыль в глаза незнамо кому пустить? Чтобы в угоду общечеловеческим ценностям ещё десять тысяч русских деревень уморить? Нет уж, если вы хотите нашего одобрения в таком деле, то обеспечьте, чтобы сэкономленные деньги пошли в российские, а не южноафриканские заводы и дороги. Обеспечьте и нашу долю в них через акции или ещё как. Обеспечьте безопасность этих вложений. Умерьте своё собственное паразитическое потребление, выражающееся, прежде всего, в вывозе капитала и резервных фондах. Тогда мы вам поверим и деньги свои последние и силы свои последние сможем стране отдать. Как умирать на войне можно за СВОЁ, так и пояса затягивать ради СВОЕГО.



Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Любила красного, любила белого

Любила красного, любила белого

Александр Сенкевич

Римма Казакова, лирический поэт с обостренным гражданским чувством

0
203
Кровь и почва Поросенкова Лога

Кровь и почва Поросенкова Лога

Павел Скрыльников

Стремление монополизировать тему гибели царской семьи порождает внутрицерковные конфликты

0
1402
Всеволод Чаплин - о главном соборе Вооруженных сил

Всеволод Чаплин - о главном соборе Вооруженных сил

Всеволод Чаплин

Армии и интеллигенции друг без друга придется туго

0
2022
Накроет ли Украину "варфоломеевская ночь"

Накроет ли Украину "варфоломеевская ночь"

Павел Скрыльников

Киевские власти обещают не допустить кровопролития из-за создания автокефальной церкви

0
2697

Другие новости

Загрузка...
24smi.org