0
3949
Газета Вера и общество Печатная версия

28.10.2015 00:01:00

КАРТ-БЛАНШ. Раскольник у стен Кремля

Память лидера "несистемной оппозиции" XVII века хотят увековечить в центре Москвы

Андрей Мельников
Ответственный редактор приложения "НГ-Религии"

Об авторе: Андрей Львович Мельников – ответственный редактор приложения «НГ-религии».

Тэги: рпц, епископ тихон, культура, памятники, старообрядческая церковь, аввакум петров, церковный раскол


рпц, епископ тихон, культура, памятники, старообрядческая церковь, аввакум петров, церковный раскол

Сожжение протопопа Аввакума. Г.Г. Мясоедов, 1897, частная коллекция

Ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре (РПЦ) епископ Тихон (Шевкунов) надеется, что многострадальный памятник крестителю Руси князю Владимиру заложат 4 ноября, в День народного единства. Правда, непонятно, как это можно сделать, пренебрегая мнением ЮНЕСКО, которое не одобрило изменение облика Боровицкой площади в Москве, где предполагается возвести монумент.

Одновременно Русская православная старообрядческая церковь напомнила о своем праве первородства на Святую Русь. Собор РПСЦ в рамках 400-летия Аввакума Петрова, одного из вождей церковного раскола XVII века, предложил увековечить деяния «огненного протопопа» в виде памятной доски «на Казанском соборе, что в Москве на Красной площади». Связь с собором Василия Блаженного такая, что, находясь в Москве, протопоп Аввакум проживал и служил в этом храме. Кроме установки этой доски и других памятных знаков РПСЦ намерена обратиться к Институту русской литературы с просьбой издать полное собрание сочинений лидера староверов.

Интересно, что если в случае с князем Владимиром предполагается увековечить идею державности, подкрепленной государственным культом, то образ «огненного протопопа» связан с бунтом против власти, питаемым религиозным фундаментализмом и почвенничеством. Напомним, что деятельность протопопа началась с протеста против исправления богослужебных книг украинскими и греческими переводчиками, а закончилась обличениями власти, которая ради политической целесообразности идет на отказ от принципов. «Бедный, бедный, безумное царишка, что ты над собою сделал», «грабишь нас и обижаешь нас от креста», «беспрестанно пьет кровь свидетелей Исусовых», – писал он Алексею Михайловичу. «За великие на царский дом хулы» протопоп и был сожжен.

Если Аввакум олицетворяет духовную оппозицию, идущую на мученичество ради идей, то в последующем старообрядцы становились ведущей силой народных войн против самодержавия. Можно вспомнить про восстания стрельцов и казачьих вождей Булавина и Некрасова, оборону от царских войск соловецких монахов. Впрочем, и сам Аввакум признавался, что не пощадил бы врагов, будь у него сила: «…перво бы мне Никона, собаку, и рассекли начетверо, а потом бы никониян».

Сопротивление социальной несправедливости на Руси часто обосновывалось крайним консерватизмом, который многие считают косностью. Как говорил Пушкин, правительство – единственный европеец в России. Это верно и в отношении истории старообрядческого сопротивления. Казалось бы, русские самодержцы открыли страну для новых веяний. Алексей Михайлович начал с духовной культуры, а Петр Алексеевич продолжил в области технологий и создания имперской политической системы. Прогресс! Но царей объявили антихристами, упрямцы шли на смерть, лишь бы не брить бороды и не пить кофей.

В Библии, с которой строго соотносят свое поведение набожные староверы, такое поведение целого народа называется словом «жестоковыйность». Оно используется и в хорошем, и в плохом смысле, как и все в этой непростой книге, которую на территории России теперь нельзя обвинять в экстремизме. Народ Израиля назван жестоковыйным за то, что отказался признавать нововведения Моисея, обратившись к старому, более понятному для них способу богопочитания. Но именно за отказ сгибать по приказу начальства «выю», то есть шею, Бог возложил на этот народ особую миссию.

Что-то похожее произошло со старообрядцами. Благодаря трехвековому сопротивлению имперской государственной машине в этой среде сохранился дух вольности, который совсем исчез в остальной, крепостнической, России, придавленной единомыслием. Парадокс, но именно староверы, купцы и промышленники, стали в России проводниками капиталистического прогресса. Купеческий прогресс, конечно, тоже нес в себе противоречия, что достаточно отражено в русской литературе.

В ответ на неповиновение империя и ее официальная Церковь подвергли староверов жестоким, упорным гонениям. В случае со старообрядческими анклавами в русской глубинке самодержавие столкнулось с несистемной вольницей. Наряду с официальной Россией возникла альтернативная страна старообрядцев, тоже русских, тоже христиан, но живущих независимо от царя. В этом, наверное, следует искать объяснение упорству гонений на упрямцев.

Как бы то ни было, но история русского старообрядчества представляет собой летопись наиболее массового и последовательного проявления инакомыслия. Что по нынешним временам уже немало. 


статьи по теме


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Кровь и почва Поросенкова Лога

Кровь и почва Поросенкова Лога

Павел Скрыльников

Стремление монополизировать тему гибели царской семьи порождает внутрицерковные конфликты

0
1210
Предчувствие глобального катаклизма

Предчувствие глобального катаклизма

Дмитрий Мосяков

Всепобеждающий прагматизм смывает все, что раньше называлось политической культурой

0
2252
Накроет ли Украину "варфоломеевская ночь"

Накроет ли Украину "варфоломеевская ночь"

Павел Скрыльников

Киевские власти обещают не допустить кровопролития из-за создания автокефальной церкви

0
2502
Америка – разлучница патриархатов, папа – против крестных отцов

Америка – разлучница патриархатов, папа – против крестных отцов

Андрей Мельников

0
1275

Другие новости

Загрузка...
24smi.org