0
3329
Газета Факты, события Интернет-версия

16.01.2014 00:01:00

Только грядущее…

Тэги: брюсов, юбилей


брюсов, юбилей Сурен Енокян из Ереванского лингвистического университета и дочь поэта Григория Петухова Лили изучают миры Валерия Брюсова.  Фото Вячеслава Орлова

Прошедший год был годом 140-летия со дня рождения Валерия Брюсова. На государственном уровне такие некруглые, хотя и закругленные даты не принято отмечать, однако событие было ознаменовано в декабре целой серией мероприятий: выходом новых книг, вечерами, концертами и другими мероприятиями.

В Доме Гоголя прошел концерт «В веках Земли и в вечности Небес» (строка из стихотворения Брюсова), организованный Ларисой Косаревой, лауреатом Международного фестиваля «Таланты объединяют мир». Прозвучали стихи Брюсова в исполнении театральных чтецов, романсы и песни, написанные композиторами Серебряного века и нашего времени.

В 1897 году в скромно изданном на родительские деньги сборнике с нескромным латинским названием Me eum esse («Это я») студент историко-филологического факультета Московского университета Валерий Брюсов завещал «юноше бледному со взором горящим»: «Только грядущее – область поэта!». Этот завет в юбилейный год 140-летия был принят буквально и выбран для названия камерной выставки в Государственном Литературном музее, Доме В.Я. Брюсова.

Новизна и устремленность Брюсова к грядущему стали пафосом научной конференции, которая прошла в Институте мировой литературы РАН в декабре. Мероприятие, организованное в формате «чтений», какой бы серьезный статус оно ни имело, объединило не только ученых, имеющих степени, но и любителей, энтузиастов, которые внесли новое: например, свой взгляд на драматургию Брюсова, рассказали о поисках архетипических сюжетов в прозе поэта, а также о недавно обнаруженных в архиве и никем ранее не исследованных планах и набросках Брюсова – историка литературы, посвященных творчеству Достоевского.

В день рождения поэта организаторы и участники чтений, приехавшие из Армении, США, Украины, Турции, Польши, Венгрии, собрались в музее Брюсова. На автобусной экскурсии по брюсовским местам заведующий музеем Серебряного века, москвовед, профессиональный чтец Михаил Шапошников повез гостей по берегам Яузы и Цветному бульвару, Тверской. Заглянули в Милютинский переулок, прогулялись по адресам, где в конце XIX – начале XX века поэт жил с родителями. Шапошников показал экскурсантам здание бывшего дома Востряковых на Большой Дмитровке, в котором проводились заседания литературно-художественного кружка. Брюсов много лет бессменно председательствовал в кружке, руководил им даже из-за границы, из Варшавы, во время работы корреспондентом газеты «Русские ведомости» в 1914–1915 годах в годы Первой мировой войны.

Экскурсия продолжилась в недавно построенном Армянском храмовом комплексе. Ереванский государственный лингвистический университет (ЕГЛУ) носит имя В.Я. Брюсова; в составе участников конференции была Эльмира Даниелян, знавшая жену поэта Иоанну Брюсову и участвовавшая в первых Брюсовских чтениях в 1962 году. В ЕГЛУ создан «Брюсовский научный центр», и под руководством Анны Чулян создаются электронная библиотека и виртуальный музей Брюсова. Кстати, слово «виртуальный» придумано Брюсовым.

Вернувшись в дом на бывшей Первой Мещанской, 32 (ныне – проспект Мира, 30), где Брюсов жил с 1910 по 1924 год, экскурсанты рассмотрели открытки с видами Кельна, привезенные Брюсовым из путешествий по Европе, а над витринами – современные, недавно сделанные фотографии Кельнского собора, предоставленные Вячеславом Орловым. Поэт сохранил для потомков образ города до его страшного разрушения в годы Второй мировой, каким Брюсов видел его в 1897 году, во время своего первого заграничного путешествия, когда Кельн «ослепил золоченой пышностью своих храмов». В Кельнском соборе родился замысел романа «Огненный ангел».

Музею был подарен документальный фильм «Брюсов», в котором впервые показаны документальные кадры: поэт возле своего дома на Первой Мещанской с женой и приемным сыном.

На третьем, недавно отремонтированном этаже Дома Брюсова состоялось открытие юбилейной выставки. Художник Антон Кетов выбрал для оформления музейного материала материал природный – ветлы. Он считает, что ветки деревьев, на которых развешены фотографии Брюсова и его окружения, соединяют прошлое с настоящим, а конструкции Земли и Луны, сооруженные художником в соответствующем масштабе, – с будущим. Тема космоса и прорыва человека в космическое пространство, волновавшая Брюсова в зрелый период, заставляет специалистов вспомнить варианты брюсовской драмы «Пироент» (1916) о строительстве космического корабля, изучение поэтом трудов Циолковского. В витринах ценные экспонаты: подлинные и впервые экспонируемые семейные фотографии, рукописи, переводы из Расина и Альфреда де Виньи, награды, прижизненные издания журналов и книг.

Завершился юбилей концертом, специально подготовленным для Дома Брюсова Ларисой Косаревой: стройным, логичным, вдохновенным. Юные чтецы из театра Анны Быстровой поразили публику не только артистизмом, но и пониманием сложнейших стихов Брюсова, а певцы – умением виртуозно исполнить романсы и песни на стихи поэта. Закончил концерт лауреат международных конкурсов Евгений Сорокин (баритон), исполнив «Снежинки» на музыку Александра Гречанинова и заключив ярким финалом: романсами, написанными композиторами Виктором Аграновичем, сидевшим в зале, и Ольгой Черний, игравшей на рояле начала XX века – том рояле, за которым могли сидеть Рахманинов и Шаляпин – современники Брюсова. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
811
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
864
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
1125
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
805

Другие новости