|
Генрих Шмеркин. Кент Бабилон: Роман-сон.– СПб.: Алетейя, 2014. – 496 с. (Русское зарубежье. Коллекция поэзии и прозы). ISBN 978-5-91419-619-3
Роман саксофониста Генриха Шмеркина мог бы иметь подзаголовок «записки лабуха»: в нем с юмором, множеством ярких деталей описана жизнь харьковских музыкантов, игравших в ресторанах во времена застоя. Например, эпизод конца 70-х: «невысокий подвыпивший еврей с картофелеобразным носом и распухшим портмоне из крокодиловой кожи» попросил ресторанный ансамбль исполнить за 25 рублей «Боже, царя храни». Музыканты всячески отнекивались, предлагая взамен «Семь-сорок» и «Хаву Нагилу», клиент стоял на своем и удвоил ставку, но сделка так и не состоялась. Вскоре к картофеленосному подскочил пьяный бас-гитарист Черкашин и предложил исполнить искомую мелодию соло за те же деньги. Заказчик заявил, что передумал – «ничего играть уже не нужно». «Опешивший от такого вероломства Черкашин… вскочил на эстраду, схватил басовку и совершенно бесплатно заделал «Царя» – наглому еврею назло».
|
Николай Минаев. Нежнее неба: Собрание стихотворений/ Сост., посл. и комм. А.Л. Соболева. – М.: Водолей, 2014. – 848 с. (Серебряный век. Паралипоменон). ISBN 978-5-91763-230-8
При жизни автора – артиста балета, поэта Николая Николаевича Минаева (1895–1967) увидели свет, как утверждает издательская аннотация, чуть больше 50 стихотворений – «меньше пяти процентов от чудом сохранившегося в архиве корпуса его текстов». «Нежнее неба» восполняет этот пробел, включив десятки стихотворений и обширный биографический очерк, в котором реконструируются эпизоды из жизни Минаева – и выход единственной книги «Прохлада» (1926), и обвинение в «составлении и распространении литературных произведений антисоветского содержания» (1929), и арест за самовольное оставление рабочего места в военное время (1944): «Под конвоем, по дороге,/ Средь родных полей, в наш век,/ Еле-еле тащит ноги/ Тридцать с лишком человек…» …Открывает книгу более жизнерадостное «Первое стихотворение»: «Весна! Чудесная весна!/ Ах, как прекрасна ты,/ И юной прелести полна,/ И нежной красоты…»
|
Рихард Вагнер. Моя жизнь: В 2 т./ Пер. с нем. Г.А. Ефрона, В.М. Невежиной, А.Я. Островской; под ред. М.К. Залеской.– М.: Вече, 2014. – 464 с. (Мемуары ACADEMIA). ISBN 978-5-4444-2043-0 ISBN 978-5-4444-2046-1
Многие воспоминания любопытны тем, что их авторы оказывались «бок о бок» с великими людьми и событиями своего времени. В данном случае интерес вызывает в первую очередь личность самого мемуариста – немецкого композитора, реформатора оперы Рихарда Вагнера (1813–1883), хотя у «Моей жизни» есть и другие достоинства – это важное свидетельство европейской жизни позапрошлого века, изложенное хорошим литературным языком. Среди персонажей – королевские особы, студенты, деятели искусств, ремесленники… Но в первую очередь речь идет о музыке – и всем, что с нею связано: «крайне убогие экзаменационные испытания питомцев консерватории (речь о Вене. – «НГ-EL»), во время которых исполнялись отрывки одной мессы Керубини, подтвердили… что к культу классической музыки здесь относятся как к подаваемой милостыне». Впервые на русском «Моя жизнь» была издана в России в 1911–1912 годах. Теперь перевод заново отредактирован, сверен с оригиналом с исправлением ошибок и недочетов и снабжен справочным аппаратом.
|
Дмитрий Шерих. Агонизирующая столица. Как Петербург противостоял семи страшнейшим эпидемиям. – М.: Центрполиграф, 2014. – 286 с. ISBN 978-5-227-05355-8
Журналист и историк Дмитрий Шерих прослеживает появление в Северной российской столице «азиатской гостьи» – холеры начиная с 1777 года. Жертвами семи эпидемий стали 70 тыс. человек, среди них – композитор Петр Чайковский, художник Александр Иванов, балерина Авдотья Истомина… В предисловии Шерих подчеркивает, что книга «не сугубо медицинская, хотя и врачебным аспектам борьбы с холерой автор тоже постарался уделить должное внимание. Главное здесь – это повседневная жизнь города, атакованного холерой. Быт горожан, захваченных вначале врасплох новой страшной угрозой, а затем уже – по истечении месяцев и лет – к ней вполне привыкших и даже оборачивающих эту угрозу в шутку…» Подробнее – в главах «1831–1832 годы. Теперь народ верит холере и ужасно ее боится», «1852–1860 годы. Зарождается мать-холера» и др.
|
Про Катю Телух. О судьбе Екатерины Григорьевны Телух, уроженки села Гнединцы Полтавской губернии (Украина). Детский дневник 1923–1924 гг. – СПб.: Красный матрос, 2014. – 156 с. ISBN 978-5-4386-5137-8
«Став достоянием «Красного матроса» еще в 2005 году, дневник Кати Телух... долго воспринимался эдакой диковиной – детский лепет, помноженный на языковую и орфографическую особливость… многих слов, а то и целых фрагментов повествования иногда было попросту не разобрать...», – рассказывают в предисловии издатели. И все же дневник Екатерины Григорьевны Телух (1913–1975) увидел свет. Украинская девочка бесхитростно описывает повседневную жизнь семьи – тоже часть общей истории: «Папа вчера купил двух поросят, те поросятки возле свинки. Свинка их не кусает…»; «Сегодня у нас ночуют два каких-то комиссара». В книге также есть рассказы об авторе дневника, чья семья в конце 1920-х перебралась с Полтавщины в Абхазию, избежав раскулачивания, и о путешествии «Красного матроса» «по следам Кати Телух», иллюстрированные фотографиями.