0
1443
Газета Здоровье Интернет-версия

17.09.2004 00:00:00

Время лечит не все и не всегда

Тэги: теракты, психика, епифанова


теракты, психика, епифанова Наталия Епифанова: «Отрицательные изменения в физическом состоянии могут быть связаны с перенесенным стрессом».
Фото Артема Чернова (НГ-фото)

– Наталия Михайловна, наверно, вам приходилось иметь дело с пострадавшими во всех террористических актах, во всяком случае происходивших в Москве: ведь Институт им. Склифосовского находится, можно сказать, на передовом рубеже.

– К нам поступают пострадавшие не только из Москвы. Сейчас, например, в Институт доставлены жертвы теракта в Беслане с самыми тяжкими повреждениями – с ожогами, с тяжелыми ранениями брюшной, грудной полости. Они лежат во всех отделениях. Мы, психотерапевты, работаем с ними с момента их поступления. Это пациенты с тяжелейшим затянувшимся психическим стрессом. В течение трех суток они находились в нечеловеческих условиях, были истощены физически, так как не получали ни жидкости, ни питания и, кроме того, подвергались непрерывным угрозам убийства. Террористы нагнетали тревогу, стремились создать у захваченных чувство безысходности, бесперспективности ситуации, говорили, что никто о них не беспокоится. У взрослых стресс усугублялся тревогой за детей, которых они пришли проводить в школу. Среди наших больных есть бабушки и дедушки, объятые страхом и за своих взрослых детей, и за внуков. Некоторые уже знают о судьбе своих родственников, другие еще остаются в неизвестности. Известие, увы, не слишком частое, о том, что родственник жив, – сильная положительная эмоция.

В Институт им. Н.В. Склифосовского привозят жертв всех террористических актов. Были у нас пострадавшие от взрыва на Пушкинской площади, после взрывов домов. В каждую годовщину этих событий у их жертв вновь обостряются скрытые депрессивные расстройства. На первый взгляд прошло время, люди продолжают жить, работать, но стресс остался в сознании. В прошлом году, когда подошла годовщина взрывов домов в Москве на Каширском шоссе, те, кто жил в домах по соседству, боялись ложиться спать. В их памяти непроизвольно всплывали ужасные картины, которые они тогда видели. Дни годовщин особенно тяжелы для жертв и свидетелей катастроф, ухудшается психическое состояние. В такие периоды им легче будет справиться со своим состоянием, обратившись за квалифицированной помощью к психотерапевтам. Те пациенты, которых мы лечили, могут обращаться к нам.

– Пострадавшие при взрыве у станции метро «Рижская», наверно, в большинстве были доставлены к вам хотя бы по причине соседства с Институтом им. Склифосовского. По характеру психического поражения они отличались от жертв теракта в Беслане?

– В Беслане заложники испытывали тяжелый стресс на протяжении нескольких дней, а у «Рижской» все произошло быстро. Люди, проходившие здесь регулярно, может быть, живущие, работающие в этом районе, неожиданно попали в тяжелую стрессорную ситуацию. К нам доставляли пациентов с серьезнейшими ранениями, проникающими, осколочными, с черепно-мозговыми травмами, травмами живота, груди, с ожогами. Все они получили острый стресс. Этот стресс мы помогали им пережить, оказывали психотерапевтическую помощь. В такой помощи нуждались и те пациенты, которые, казалось бы, не должны были испытывать выраженных депрессивных расстройств – не только они сами остались живы, но живы оказались и их близкие родственники. Но это только на первый взгляд. Если стресс не проработан с психотерапевтом, то потом он может вылиться в любое депрессивное расстройство, в психосоматическое заболевание. Поэтому обратиться к психотерапевтам должны и те, кто физически не пострадал, но видел страшные картины гибели людей. Эти картины остаются в памяти, в бессознательном и в конце концов могут отразиться на психике, проявляясь расстройствами сна в виде повторяющихся ночных кошмаров, «флэшбэк»-синдромом (насильственно вторгающимися в сознание воспоминаниями о «непереносимых» событиях). Специалисты помогут переработать психотравмирующую ситуацию.

В отличие от пострадавших у метро «Рижская» жертвы теракта в Беслане пережили на протяжении нескольких дней острый изнуряющий стресс со срывом всех компенсаторных возможностей центральной нервной системы. Пациенты поступали в состоянии аффективно-шоковой реакции, глубокой адинамической депрессии. Чисто двигательная заторможенность наблюдалась не только у них, но даже у сопровождавших их родственников.

В связи с терактом в Беслане наступило обострение посттравматического стрессового расстройства, которое сформировалось у переживших «Норд-Ост». Эти два террористических акта имеют сходство. Зрелище бесланской трагедии вызвало у заложников «Норд-Оста» аффективные реакции, дестабилизацию психического состояния, потребовалась профессиональная психотерапевтическая помощь.

Нельзя забывать и взрыв в метро «Павелецкая». Многие погибли, у тех, кто выжил, развивались тяжелейшие эмоциональные и депрессивные расстройства. Им помогало осознание того, что они уцелели. Конечно, взрыв на «Рижской», напоминающий пережитые психотравмирующие обстоятельства, вызвал у них обострение эмоциональных расстройств, посттравматического стрессового расстройства.

– После катастроф всегда возникают посттравматические стрессовые расстройства?

– Нет, если психотравмирующая ситуация вовремя проработана психотерапевтическими методами, то посттравматическое стрессовое расстройство не развивается. Это как раз основная задача психотерапевта – профилактика развития посттравматического расстройства или, если оно уже развилось, лечение его.

– Теракты следуют один за другим так быстро: взрыв на «Павелецкой», на Каширке, «Норд-Ост», взрыв у «Рижской», авария двух самолетов, захват школы в Беслане – возникает чувство абсолютной незащищенности. Многие жители Москвы, у которых никто не погиб, которые не были свидетелями терактов, боятся ездить в метро, летать на самолетах, отправлять детей в школу. Вы сталкиваетесь с этим в своей практике?

– Конечно, эти события вызывают психологическую напряженность в обществе. Единственное, что я могу посоветовать, – обращаться за профессиональной помощью. Если происходят отрицательные изменения в физическом самочувствии, наблюдается общая немотивированная слабость, возникают беспричинные головные боли, нарушается сон, обостряются или развиваются так называемые психосоматические заболевания – когда страдает психика, а выражается это в соматике (бронхиальная астма, гипертония, язвенная болезнь, дерматозы), это, возможно, связано со стрессом. Надо не ждать, а сразу идти к психологу или психотерапевту, чтобы это потом не вылилось в психосоматическое заболевание. Особенно это относится к людям, которые хоть как-то были связаны с психотравмирующими событиями.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
867
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
1463
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
1066
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
563

Другие новости