Газета Здоровье Интернет-версия

27.01.2006 00:00:00

Стержень жизни

Тэги: стволовые клетки, медицина, здоровье

стволовые клетки, медицина, здоровье Так выглядят стволовые клетки под микроскопом.
Фото предоставлено Онкоцентром

Волшебная сила стволовых клеток – самая модная тема последних лет. Их необыкновенные свойства обсуждаются не только на страницах научных изданий, но и в глянцевых журналах. Говорят, что с помощью этих клеток вернули человеческий облик находившемуся почти в маразме политическому деятелю, сделали юной девушкой престарелую актрису – да много чего говорят. И не только говорят, но и предлагают, в первую очередь, конечно, омолодиться. Чем, в конце концов, человек с большими деньгами хуже какой-то актрисы или политического деятеля? Если деньги не очень большие, тоже можно – в косметическом салоне. Какие-то инъекции сделают, что-то введут. Уверяют, что стволовые клетки. Так или не так, не проверишь. Самый удачный исход – никаких последствий. Но бывают и плохие последствия загадочных инъекций, о чем тоже много писали.

Спекуляция вокруг применения стволовых клеток безграничная. И это очень скверно, потому что клеточная терапия – действительно будущее медицины. Редактор журнала «Клеточная трансплантология и тканевая инженерия» Артур Исаев называет заболевания, над возможностью лечения которых стволовыми клетками работают ученые разных стран: инфаркт миокарда, сахарный диабет, рак, рассеянный склероз, болезни Альцгеймера, Паркинсона, спинальные травмы. И это далеко не полный список. Клинические эксперименты дают такие результаты, о которых врачи и не мечтали.

Химический путь медицины достиг своего максимума. Все, на что можно воздействовать антибиотиками или другими лекарствами на молекулярном уровне, уже лечится. Лидерами по смертности стали другие заболевания: сердечно-сосудистые, онкологические, обменные, аутоиммунные. Клеточная трансплантология дает шанс лечить с помощью репарации, восстановления тканей. В рамках клинических исследований стволовые клетки применяют академик Валерий Шумаков, академик Лео Бокерия. Начальную стадию клинических испытаний во многих институтах в мире, в том числе в НИИ гематологии в Санкт-Петербурге, прошла методика пересадки донорских стволовых клеток при рассеянном склерозе.

Стволовые клетки – источник, из которого образуются все остальные клетки организма. Они находятся в крови пуповины младенца, костном мозге и периферической крови (то есть содержащейся в артериях и венах), а также в небольших количествах во всех органах и тканях взрослого организма).

Так называемые гемопоэтические, то есть кроветворные, стволовые клетки были открыты в 1960-х годах советскими учеными Иосифом Чертковым и Александром Фриденштейном. Из них создаются все клетки крови: сражающиеся с болезнями лейкоциты, несущие кислород эритроциты, обеспечивающие свертываемость крови и заживление ран тромбоциты.

– Уже не первый год стволовые клетки применяются для лечения лейкозов, различных типов анемий, восстановления после химиотерапии при онкологических заболеваниях, – рассказывает Артур Исаев. – Производится пересадка костного мозга. После пересадки в организме больного из стволовых клеток начинают образовываться новые, здоровые клетки. Когда у больного нет собственных нормальных кроветворных клеток, ему пересаживают чужие.

Подбор донора костного мозга, чтобы у больного не было несовместимости с его клетками, – сложная задача. Иногда на это уходят годы, а больной не может ждать. Необходимо подавлять иммунитет, чтобы не произошло отторжения клеток. Лучше всего пересаживать собственные стволовые клетки. Но с годами у человека количество стволовых клеток костного мозга уменьшается: с 1 на 10 000 при рождении, 1 на 100 000 в подростковом возрасте, 1 на 500 000 в 50 лет и до всего 1 на 1 000 000 клеток в 70 лет. Больше всего их в пуповинной крови, то есть в крови, остающейся в пуповине и плаценте после родов. В течение жизни человек стареет и подвергается неблагоприятным воздействиям внешней среды. Такие факторы, как радиация, канцерогены, воздействуют на весь организм и все его клетки. Стволовые клетки, полученные из пуповинной крови, намного моложе однотипных клеток из костного мозга, так как они получены в самом начале жизни.

Впервые трансплантация пуповинной крови проведена во Франции в 1988 году: мальчику с особо опасной формой анемии были пересажены стволовые клетки из пуповинной крови новорожденной сестры. С тех пор стволовые клетки из пуповинной крови применяли для лечения почти сотни различных опасных заболеваний. За последние несколько лет в мире уже сделали более 5000 трансплантаций стволовых клеток пуповинной крови.

В последнее время стало распространяться своеобразное биологическое страхование ребенка – сохранение стволовых клеток из его пуповинной крови в банке крови. Такие банки существуют во многих странах, в том числе и в России. Первый отечественный Гемабанк был организован при Онкологическом научном центре РАМН им. Н.Н. Блохина. Именно в онкоцентре была разработана методика выделения стволовых клеток костного мозга и крови, и именно там есть уникальный 20-летний опыт трансплантаций стволовых клеток в России. Всего в Москве три банка персонального хранения стволовых клеток и один донорский банк департамента здравоохранения, есть банк стволовых клеток пуповинной крови в Петербурге, донорские банки в Самаре и в Казани.

У каждого человека возможность собрать стволовые клетки пуповинной крови имеется только раз в жизни – при рождении. Но хранящаяся в банке кровь ребенка может с большой вероятностью подойти его родственникам, прежде всего братьям и сестрам. А уж ему-то самому в любой момент жизни – на сто процентов. Директор Гемабанка Александр Приходько считает, что стволовые клетки в условиях глубокого холода могут храниться бессрочно. К настоящему времени описан опыт хранения образцов пуповинной крови в течение 15 лет.

Клеточные технологии, по словам академика Николая Бочкова, – самая горячая точка современной медицины. Это вовсе не «завлекалка» салонов красоты, а серьезная научная проблема с большой перспективой.