0
962
Газета Здоровье Печатная версия

26.11.2008

Царица наук оказалась на задворках

Тэги: образование, математика


образование, математика Интерес к математике у школьников не стал меньше. Почему же на ЕГЭ по этому предмету было поставлено 23% двоек?
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)

Очередное заседание Общественного совета при Министерстве образования и науки РФ было посвящено более чем актуальной теме: «Вузы: кого готовит высшая школа и кто требуется стране?» На совещании был представлен перечень специальностей, в которых остро начнет нуждаться страна в самые ближайшие годы. Даже беглого взгляда на этот список достаточно, чтобы понять: самый главный предмет в школе – математика. Но, как показала практика проведения Единого государственного экзамена, положение с математической подготовкой школьников в нашей стране как раз самое катастрофическое.

Итак, недостаток специалистов с высшим профессиональным образованием в ближайшие годы будет по следующим группам специальностей: «Физико-математические науки», «Информатика и вычислительная техника», «Информационная безопасность», «Естественные науки», «Геодезия и землеустройство», «Авиационная и ракетно-космическая техника», «Оружие и системы вооружения», «Морская техника», «Автоматика и управление», «Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды».

Прогноз потребностей экономики в квалифицированных кадрах с различными уровнями профессионального образования составлен Минобрнауки РФ на период до 2015 года. Из него следует, что потребность в специалистах со средним профессиональным образованием будет высокой практически по всем специальностям, за исключением групп специальностей «Гуманитарные науки» и «Экономика и управление». Особо острый дефицит кадров – со средним профессиональным образованием по укрупненным группам специальностей: «Металлургия, машиностроение и металлообработка», «Сфера обслуживания», «Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника», «Химическая техника и биотехнологии», «Строительство и архитектура».

Увы, сегодня на науки математического и естественно-научного профиля нацеливают своих детей всего 15% родителей. На среднее профессиональное образование и того меньше – 10–11%. В Государственном университете – Высшая школа экономики недавно прошел семинар, на котором делал доклад Иван Ященко, директор Московского центра непрерывного математического образования (МЦНМО). Центр активно работает с юными математиками практически из всех регионов России. Доклад Ивана Ященко назывался «Математическое образование: мифы, легенды, перспективы». Как ожидалось, он должен был пролить свет на волнующий всех вопрос, почему Единый государственный экзамен дал 23% двоек по математике.

Как согласился с выводами чиновников сам Иван Ященко, ЕГЭ позволил зафиксировать реальное положение дел в математическом образовании. И далее Ященко привел еще кое-какие факты и цифры... Элитное школьное математическое образование на подъеме (по крайне мере в Москве). А вот с массовым математическим образованием все только хуже и хуже год от года.

По мнению Ященко, содержание школьного курса практически ограничивается алгеброй, которая подменяет собой не только геометрию, но и физику. Геометрия в том виде, в каком ее учат сейчас, чрезмерно формализована и ориентирована не на пространственное мышление, а на логическое. Наконец, математический анализ никому не нужен, и его преподавание просто имитируют. Любопытно, что сами учителя, по словам Ященко, сдают ЕГЭ по математике на «4».

В США, которые любят приводить у нас в качестве примера, несколько лет назад, когда положение дел в математике было признано критическим, появилась целая национальная программа по повышению качества математического образования. У нас даже такой насущный вопрос, как стандарты образования и создание поколения новых учебников, буксует который год. Вопрос почти риторический (или математический): что же нужно сделать, чтобы вернуть математике в российских школах статус царицы наук?


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Вузы разделят на категории по качеству

Вузы разделят на категории по качеству

Наталья Савицкая

Вопрос объединения аккредитации и лицензирования в одну процедуру остается открытым

0
1203
Социальные науки – во второй сотне

Социальные науки – во второй сотне

Елена Герасимова

В международных рейтингах появились названия новых российских университетов

0
1197
Шоу аукционов: что называть искусством?

Шоу аукционов: что называть искусством?

Впервые с молотка ушла картина, созданная искусственным интеллектом

0
3316
Бакалавриат неоднороден в масштабах страны

Бакалавриат неоднороден в масштабах страны

Наталья Савицкая

Благоприятная финансовая ситуация для гуманитарного образования связана с сокращением числа вузов

0
1815

Другие новости

Загрузка...
24smi.org