0
8593
Газета Здоровье Интернет-версия

12.01.2016 00:01:00

Изменения в скорой помощи не будут скорыми

Тэги: здравоохранение, расходы, скорая помощь, парамедик


здравоохранение, расходы, скорая помощь, парамедик Отечественные парамедики владеют многими навыками. Фото Ильи Щербакова/PhotoXPress.ru

Планы финансовых ведомств не мытьем, так катаньем сократить расходы на здравоохранение, в частности, на скорую медицинскую помощь, продолжают волновать общество, несмотря на заверения властей, что этого не произойдет. Перед Новым годом пыталась внести успокоение министр здравоохранения Вероника Скворцова. Она заявила, что введения нормативов по количеству вызовов скорой помощи не планируется: «Нормативов нет и быть не может. Сколько надо, столько раз скорая помощь к вам приедет. И бесплатно». Реформирование скорой, однако, предстоит. Обсуждение продолжается.

Пока известно, что в состав бригад скорой будут входить преимущественно фельдшера. Собственно, как и всюду в мире. Там медицинской транспортировкой и эвакуацией занимаются парамедики, за исключением специальных реанимационных бригад.

Многие видели американский сериал «Скорая помощь». В США и в большинстве англоговорящих стран бригады скорой помощи никогда не включают врачей. На вызовы ездят так называемые парамедики. Это не фельдшера и не медсестры, они обучаются оказывать первую помощь (курс обучения обычно длится в среднем 6 месяцев), но не имеют права ставить диагноз. Могут ездить на вызовы и волонтеры, закончившие специальные курсы.

Парамедики владеют многими навыками: подача кислорода, катетеризация вен, интубация, промывание желудка, дефибрилляция, плевральный дренаж, системный тромболизис, могут оказать помощь людям с острым заболеванием, травмой, а также оценить ситуацию в случае массовых поражений и быстро провести сортировку пострадавших на тех, кому нужна срочная помощь, и тех, кто может подождать. При этом парамедики практически не принимают самостоятельных решений, действуя по алгоритмам, которые сводятся к одному из двух ключевых подходов: требуется ли пациента как можно быстрее доставить в стационар или ему необходимо вначале оказать первую помощь, а уже потом везти в госпиталь.

Европейская модель скорой помощи включает как врачебные, так и парамедицинские бригады. Когда больному необходима серьезная помощь на месте, к нему выезжает врачебная бригада; когда достаточно минимальной первой помощи, на вызов едут парамедики и с максимальной скоростью везут пациентов в госпиталь. Слабое место у такой модели – не всегда можно точно заранее определить, нужна ли пациенту помощь на месте или нет.

Профессор Павел Воробьев, заместитель председателя Формулярного комитета Российской академии наук, активный пропагандист использования в здравоохранении парамедиков, подчеркнул в беседе с обозревателем «НГ»: «Задача скорой – только довезти больного до стационара. Реанимационную помощь может оказать любой парамедик: восстановление ритма, поддержание нормального давления, устранение удушья. Это стандартные процедуры».

Провести изменения в системе скорой помощи, по мнению Воробева, будет не так просто. В России нет «класса» парамедиков ни на законодательном, ни на нормативном уровне. А с фельдшерами, как и с врачами, проблема – их нет. Поэтому все эксперименты и проваливаются. Нужны радикальные изменения не только по составу бригад, но по всей цепочке оказания экстренной помощи, амбулаторной помощи. Нужны соответствующие клинические рекомендации (протоколы), нужны образовательные программы, нужно менять функциональные (профессиональные) стандарты.

К работе над проектом изменений в порядке оказания скорой помощи привлекалось профессиональное медицинское сообщество, Национальная медицинская палата. Ее президент Леонид Рошаль считает, что одних только поправок недостаточно. Нужна специальная программа, решающая в первую очередь кадровые вопросы. «Кадровый дефицит на скорой всегда будет ощущаться острее, чем в других службах, – подчеркивает он. – Если в стационарах даже при дефиците персонала все равно будут принимать пациентов, то вот один врач или один фельдшер не сможет при всем желании работать на двух автомобилях, как бы прекрасно они ни были оборудованы».

И еще одно мнение, уже с медицинского форума: «Россия – это не остальной мир. Задачи у российской скорой другие. У нас 80–90% медицинской помощи оказывается на дому. Соответственно скорая занимается не транспортировкой и эвакуацией, как во всем мире, а непосредственно реанимацией и лечением. В мире существуют стационарные отделения скорой помощи, где и оказывается помощь. В нашей стране подобное решение было принято, но денег на его реализацию не выделили, и подобные отделения (в большинстве мест) созданы не были. Скорая работает по-старому».

Министр Вероника Скворцова, правда, подчеркивает, что самым главным в работе скорой помощи является доставка пациента: «Здесь должны быть жесткие алгоритмы маршрутизации больного – это первое, и второе – следить за жизненно важными функциями и их поддерживать».

Работа скорой волнует буквально каждого, поскольку может в любой момент понадобиться каждому. Конечно, есть коммерческая скорая, но к ней прибегает очень мало кто, а в последнее время – еще меньше. Да и не во всех случаях ее можно вызвать.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
924
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
1023
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
1296
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
914

Другие новости