Газета Здоровье Печатная версия

25.04.2018 00:01:00

Найден отдел мозга, где прячется боль

Ученые расшифровали механизм действия анальгетиков, известных с древнейших времен

Игорь Лалаянц

Об авторе: Игорь Эруандович Лалаянц – кандидат биологических наук.

Тэги: болеутоление, мозг, анальгетики, опиоиды

болеутоление, мозг, анальгетики, опиоиды Сегодня ученые концентрируются на поисках естественной системы болеутоления в мозге. Фото Depositphotos/PhotoXPress.ru

Острая боль хотя бы утихает со временем. Хуже – хроническая, изнуряющая человека и резко снижающая качество жизни. Боль связана с воспалением или нервами, о чем свидетельствуют боли фантомные, мучающие людей, утерявших конечность. Проблема в том, что часто болеутоляющие не действуют, а еще хуже, когда к ним привыкают.

Издревле люди использовали болеутоляющие растительного происхождения. При раскопках в прибрежном Ашкелоне израильские археологи нашли скелет 14-летней девушки, погибшей при родах, на грудной клетке которой нашли пучок «травки», которая была хорошо знакома и египтянам, называвшим ее «канебосм». Лингвисты полагают, что именно это слово дало название конопле-каннабису, млечный сок которой содержит маслянистый алкалоид каннабинол, обладающий болеутоляющими свойствами. Химический родственник его синтезируется и в мозге (что стало в начале 1990-х научной сенсацией), в котором обнаружены многочисленные белковые рецепторы, улавливающие анальгетик.

Не меньшую сенсацию произвело недавно сообщение сотрудников Университета Витватерсранд в Йоханнесбурге, которые обнародовали в научном журнале Южной Африки (SAJS) результаты своего анализа глиняных трубок, найденных на лужайке дома в Стратфорде. Этот дом принадлежал семье, одним из членов которой был человек, «потрясавший копьем», – Шекспир (Shake-Speares). На юге Африки с помощью газовой хроматографии и масс-спектрометрии выяснили, что на чебуках присутствуют следы конопли, а на двух из них даже и опия.

Фрэнсис Теккерей, проводивший исследование, предложил произвести исследование костей и особенно клыков и резцов «потрясателя копий». Но англичане презрительно отказались: а вдруг и там обнаружатся следы травки, воскурение которой облегчало тяготы жизни на рубеже ХVI и ХVII веков? При обследовании костей и зубов ученые могли бы также взять для «прочтения» (секвенирования) и ДНК, которая также могла бы кое-что прояснить…

В бывшей метрополии Южной Африки, на рубеже веков испепелявшей неистребимый дух голландских буров, подавление боли исследовали под несколько иным углом. Нейробиологи Кембриджа отталкивались в своем исследовании от знаменитой Панагии, название которой традиционно переводится как «Утоли моя печали» («все боли»), сконцентрировавшись на поисках естественной системы болеутоления в мозге.

Известно, что такие мощные опиоиды поначалу эффективно подавляют хроническую боль, но быстро приводят к зависимости, которая в тех же США стала главной причиной смерти людей моложе 50 лет. В полном соответствии с заветами академика Ивана Павлова эффект лекарств должен получать «подкрепление», требуя повышения дозы, что и приводит к печальным последствиям.

В Кембридже установили, что предтечей зависимости являются сигналы в «подушке» (Putamen) – большом подкорковом образовании в мозге. Клетки этой «подушки» имеют многочисленные связи с предлобной корой, вернее, ее эмоциональным отделом в передней части поясной извилины. По другую сторону Атлантики в Университете Северной Каролины в г. Чепл-Хилл ученые сконцентрировали свое внимание на белковых рецепторах, улавливающих молекулы дофамина. Рецепторы после его действия передают сигнал в цитоплазму нервных клеток. Однако при психических отклонениях, фиксируемых у 1–2% мировой популяции, врачи сталкиваются с той же проблемой привыкания к антипсихотическим средствам, обладающим побочными эффектами. Выявлено было также наличие в рецепторах эволюционно консервативной аминокислоты цистеина, содержащей в своей молекуле серу. Эта сера может привязывать к себе лекарство.

Ученые выяснили также, что в мозгу имеется уникальный «карман», который связывает лекарственные молекулы. Этот факт позволяет надеяться на разработку высокоселективных средств, действие которых на рецепторы разных типов не перекрывает друг друга. В свою очередь, это позволит избегать таких неприятных последствий, как мышечная напряженность, дрожание и непроизвольные судорожные движения.

Интерес к дофаминовым рецепторам связан и с тем, что их дисфункция проявляется не только при психотических состояниях, но также при болезни Паркинсона, депрессивных состояниях и при гиперактивном расстройстве с дефицитом внимания (хорошо известное детским психологам ADHD – Attention Deficit Hyperactivity Disorder). Можно напомнить также, что сам дофамин является производным аминокислоты тирозина. Тирозин в ферментах выполняет очень важную функцию расщепления молекулы АТФ, главного энергоносителя в клетках. Излишняя активность тирозина может приводить к повышенному делению, что может проявляться, например, в возникновении… бородавок.

Так что интерес ученых, занимающихся биологическими структурами, к тирозину и дофамину вполне оправдан. Ведь в перспективе это обещает прогресс в нашем понимании природы самых разных отклонений.