0
1370
Газета История Интернет-версия

27.03.2008 00:00:00

Эллины и Просвещение

Тэги: история, греция, кембридж


история, греция, кембридж На развалинах Греции вырос новый мир.
Александр Жижиленко. Развалины греческого храма на закате солнца, 1867. Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Владимир

Кембриджская история древнего мира. Том III, часть 3. Расширение греческого мира VIII–VI века до н.э./ Пер. с англ., подготовка текста, предисл. и примеч. А.В.Зайкова. – М.: Ладомир, 2007. – 656 с.

Пасхалис Китромилидис. Эпоха Просвещения в Греции/ Пер. с новогреч. М.Грацианского. – СПб.: Алетейя, 2007. – 424 с. (Новогреческие исследования)

Вообще-то на языке оригинала с 1924 по 1936 год выходила 12-томная «Кембриджская история древнего мира», а с 1970 по 2001 год вышло уже 14-томное издание (так как отдельные тома состояли из двух или более частей, издание на английском языке включает 19 книг).

Публикация русского перевода открылась книгой «Расширение греческого мира. VIII–VI века до н.э.», которая, в свою очередь, является третьей частью третьего тома «Кембриджской истории древнего мира».

Здесь описан переход Греции от эпохи «темных веков», когда царила относительная бедность, а население неуклонно сокращалось, к расцвету геометрической цивилизации.

В первой главе рассказано об отношениях с более древними цивилизациями Востока: греческая торговля в Леванте, отношения греков с ассирийцами, нововавилонским царством. Вторая глава прямо названа: «Греки в Египте». Третья и четвертая главы повествуют о Кипре и кипрском слоговом письме. Затем последовательно говорится о колониальной экспансии Греции; западных и восточных греках, Крите и критских законах, Евбее, Иллирии, Эпире и Македонии, Центральной Греции и Фессалии, Пелопоннесе. В 14-й главе описывается рост Афинского государства, затем рассказывается о тирании Писистрата, экономических и социальных условиях в греческом мире, наконец, материальной культуре архаической Греции.

История греческой мысли, религии и литературы будет представлена в следующем, IV томе, равно как позднее будет исследована история греческого архаического искусства.

В конце пятой главы приведен список греческих колоний, основанных между 800 и 500 годами до н.э. Завершает книгу хронологическая таблица.

Остается стойкое ощущение, что именно тогда была эпоха широкой экспансии и великой колонизации, что, впрочем, древнюю Грецию отнюдь не осчастливило.

Греческому же Просвещению посвящена книга Пасхалиса Китромилидиса. Первоначальный текст этого исследования был представлен автором в качестве докторской диссертации по истории политической мысли в Гарвардском университете в сентябре 1978 года, и для греческого издания 1999 года он был существенно переработан и дополнен библиографией.

Зрелое европейское Просвещение, означавшее освобождение общественного духа от уз средневекового мировоззрения, обычно помещают во временном промежутке между первым изданием «Персидских писем» Монтескье (1721) и посмертным изданием «Наброска исторической таблицы развития человеческого духа» Кондорсе (1795).

В мир Средиземноморья, на греческий Восток, «осколки» европейской философии стали проникать еще в XVI веке. Наибольшим влиянием в качестве островка знаний пользовался тогда Падуанский университет Венецианской Республики, куда и стекались с находящихся под властью латинян территорий (Хиос, Крит, Кипр, Ионические острова) жаждущие знаний греки.

Китромилидис последовательно излагает долгий путь своей нации к Просвещению и формирование новогреческого исторического сознания, географию культуры: от воспевания к революции, просвещенный абсолютизм как путь перемен. Сравнивает античность и современность, оценивает революцию во Франции, ее блеск и тени и заканчивает свое исследование судьбой Просвещения в греческом обществе после контрнаступления консервативных кругов на французскую революцию в конце XVIII века.

Он по ходу изложения вспоминает такого глашатая идеологических перемен и политического деятеля, как Ригас Велестинлис. Замысел Ригаса состоял в том, чтобы вызвать восстание в Мани, непокорном туркам орлином гнезде Пелопоннеса, провозгласить свободу Греции и ввести в освобожденной стране французскую систему правления.

Его мученическая смерть, как ни печально, способствовала радикальному повороту в общественном сознании греков, Просвещение в качестве социальной критики стало важным инструментом в идеологической борьбе, имея в виду прежде всего политическую свободу греков и их национальную независимость.

Политическая жизнь неумолима: после греческой революции, преимущественно в виде крестьянского восстания, в результате договора 7 мая 1832 года между тремя великими державами (Британией, Францией и Россией) образовалось наконец независимое государство – увы, отнюдь не республика, а монархия. В новоявленном королевстве погибла не только мечта Просвещения о либеральном политическом устройстве, но и постепенно во время переориентации на новый тип национализма увял интерес к этому направлению в философии.

Восстановилась православная религиозность в обществе в немалой степени при таинственной русской поддержке, Синод Элладской церкви был специальным законом провозглашен хранителем национального единства, а в греческом обществе возобладала идеология ирредентизма. Распространение на протяжении двух последних веков секуляризованной западноевропейской мысли и образования на греческий Восток стало прошедшим фактом вселенской истории и показало лишний раз слабость любого (в первую очередь греческого) либерализма.

Автор, ссылаясь на Баррингтона Мура, замечательно обосновал вывод, что городской греческий класс, который единственный мог мечтать о либеральной политической системе, не располагал динамизмом и решимостью для самостоятельного развития и, как следствие, ему не удалось произвести революционный разрыв с прошлым. Так что в конце концов он был поглощен коалицией интересов, враждебных социальным переменам и демократической политике. Далее следует убедительный постулат, что «драма Просвещения состояла в неисполненных обещаниях и обманутых надеждах, но трагедии XX века подвергли опыту жестокого насилия огромные массы невинных людей, которые заплатили кровью, слезами и смертью за бесчеловечные измышления, которые жаждали прикрыть катастрофу неудавшегося гуманизма».

Замечу напоследок, что Китромилидисом была проделана громадная работа, ведь для исследования греческого Просвещения следовало изучить горы текстов ушедшего времени, в основном текстов церковной письменности, что только и позволило как следует оценить и объять интеллектуальное богатство позднейшего эллинизма. Цель автора – исследовать историю политических и общественных идей и описать идеологическое преобразование, которое принесло с собой Просвещение в систему греческого воспитания и мысли, – оказалась достигнутой.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
257
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
327
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
263
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
223

Другие новости