0
3714
Газета Идеи и люди Интернет-версия

19.10.1999 00:00:00

"Польский вопрос" в Гродненской области

Тэги: Белоруссия, Польша, Гродно, национализм


ТЕРМИН "конфликт низкой интенсивности" ввел в оборот помощник министра обороны России Юрий Портнов, когда на "круглом столе", посвященном безопасности Союза России и Белоруссии, отметил, что таким путем США решают свои стратегические задачи, вмешиваясь во внутренние дела других государств. Ранее эта тема всплыла благодаря заявлению главы Комитета по безопасности Госдумы Виктора Илюхина и была поддержана президентом Александром Лукашенко. Смысл состоял в том, что страны НАТО, искусственно обострив в Гродно межнациональные проблемы, могут использовать это как причину для давления на республику.

Внешне в Гродно заметно сильное польское влияние. До ближайшего пограничного перехода рукой подать - всего 12 километров. До польского Белостока - 80. Узенькие улочки старого города, который на двадцать лет старше Москвы (в прошлом году Гродно исполнилось 870 лет), говорят скорее о принадлежности к католической прибалтийской культуре, нежели к византийской.

В отличие от других мест из своей долгой истории жители Западной Белоруссии вынесли правильные уроки. Пока в истории города, несмотря на сложный национальный состав, межнациональных конфликтов среди населения не наблюдалось. Не было даже еврейских погромов, хотя до революции 60 процентов населения составляли именно евреи. С того времени все сильно изменилось. Большинство жителей составляют белорусы. Поляков проживает около 300 тысяч, что соответствует примерно 25 процентам населения - вторая по численности нация. Русские третьи. Дальше идут литовцы, евреи, татары. Есть даже армяне, которые пока не оформились в национальную общину, но в ближайшем будущем будут официально зарегистрированы.

Судя по всему, среди всех жителей Гродно бытует мнение, что костелов здесь больше, чем православных церквей. При такой убежденности нет ничего удивительного, что и в Москве для некоторых должностных лиц из Министерства обороны и Госдумы это является лишним доказательством усиления польской экспансии. Однако, обратившись к секретарю Владыки Гродненской епархии отцу Александру, я с удивлением узнал, что по области между костелами и православными храмами существует удивительный паритет: и тех и других по 346. В самом Гродно, когда достроят две православные церкви, паритет также будет восстановлен - по пять храмов с каждой стороны. Отец Александр считает, что такая стойкая видимость создается потому, что польские костелы занимают самое хорошее и видное место - в центре на холмах, а православные храмы найдешь не сразу. Правда, верно и то, что Ватикан стремится сохранить и расширить духовное влияние на территории Западной Белоруссии, и для этого сюда присылают самых образованных и талантливых католических священников. По идеологической позиции православная церковь сейчас сильно проигрывает католикам, поскольку за ней негласно и прочно закрепился статус государственной. Президент Александр Лукашенко как-то заявил, что он "православный атеист", и это нужно было понимать так, что он будет поддерживать православную церковь. Но католики все равно богаче и к тому же имеют статус гонимых. И хотя это конкретно ни в чем не выражается, люди симпатизируют именно католикам.

Неизвестно, как в далекой истории, но нечто похожее на национальный конфликт, только не среди населения, а между национальной организацией и местной властью начало разгораться только в 1997 году.

За последние несколько лет в Гродненской области было открыто две польских школы. Нужно заметить, что строились и оборудовались они на деньги, поступившие из Польши и предназначенные на поддержку польской диаспоры. Белорусская сторона оплачивает только труд учителей и коммунальные расходы. Естественно, что Союз поляков Белоруссии считает, что этого крайне недостаточно для развития языка и культуры. Союз решил построить еще одну школу в городке Новогрудок. С одной стороны, Новогрудок - это символ польской культуры: здесь родился Адам Мицкевич. Правда, по национальности он все-таки был белорусом, но писал по-польски. С другой - более неудачного места для строительства национальной школы было трудно придумать. В городе самый низкий процент польского населения в области- всего 5%. В результате было подано только несколько заявлений от родителей, желающих, чтобы их дети обучались в польской школе. Строительству воспротивились сначала городские, затем областные и, наконец, республиканские власти, усмотрев в этом не какую-то необходимость, а глубокое символическое значение. Руководство Союза поляков во главе с председателем Тадеушем Гавином возмутилось и начало протестовать. Ситуация же в соседней республике объективно такова, что те, кто не ладит с официальными властями, вне зависимости от национальности рискуют нажить себе крупные неприятности. Конфликт ширился и рос. Когда редактор польской газеты "Голос над Неманом", принадлежащей Союзу поляков и проводившей курс, весьма отличный от официального, отказался подписать так называемую лояльку, было прекращено государственное финансирование этого национального издания. С одной стороны, это правильно - нормальное государство не должно финансировать СМИ, которые проводят политику, не согласующуюся с его интересами. С другой - это нарушение Закона о национальностях, где записано, что государство должно выделять средства на финансирование национальных изданий. Как решить эту проблему? Исходя из белорусских реалий, можно предположить, что газету вообще закроют. Конфликт между cоюзом и руководством республики разгорится еще сильнее. Только при чем здесь национальности?

"Я считаю, что власти не желают дать возможность развиваться в полной мере польскому национальному меньшинству, - говорит председатель Союза поляков Тадеуш Гавин. - Белоруссия должна проводить свою национальную политику хотя бы так, как записано в ее же законах, так, как принято в цивилизованном мире. Им мешает страх, что если поляки станут изучать свою культуру, язык, то они иначе будут относиться к государству. Это большая ошибка. Я гражданин Белоруссии, белорус польской национальности и выступаю за демократическое государство, где соблюдались бы права человека".

На самом деле председатель Союза поляков оказался даже не польским, а белорусским националистом. Это одна из причин, но не главная того, что конфликт не перерастет даже в международные рамки, не говоря уже о каких-то межнациональных столкновениях. Вот как Гавин видит будущее республики: "Должен быть один государственный язык - белорусский, а все другие должны быть поставлены в равные условия. Дети должны ходить в белорусские школы и изучать белорусский язык как государственный. При этом они должны иметь возможность изучать и свой родной".

Вот мнение противоположной стороны. Заместитель председателя Гродненского облисполкома Мария Бирюкова, которая занимается вопросами национальных меньшинств, считает, что национальный вопрос в Белоруссии, несмотря на все сложности, все равно решается лучше, чем в соседней Польше.

"В соседнем Белостоке, где проживают 300 тысяч белорусов, нет ни одной полной белорусской школы, - говорит она. - Дети после получения среднего образования меняют фамилии на польские, потому что иначе перспективы сделать хорошую карьеру у них нет. Попробуйте найти в Польше хоть одного белоруса на руководящем посту. Не найдете! А у нас в облисполкоме каждый третий руководитель - поляк".

То, что в Польше действительно происходит ополячивание белорусов, к сожалению, факт.

До того как год назад польские власти ввели визовый режим на границе, с поездками в соседнюю страну не было никаких проблем. И туда и обратно спокойно приезжали родственники, культурные и общественные делегации, и все не понаслышке знают, что делается по ту сторону границы. Справедливости ради нужно сказать, что поляки перед вступлением в Евросоюз решили все свои проблемы с другими национальностями. На всякого рода национальные фестивали, газеты и другие акции они выделяют неизмеримо больше денег, чем может выделить Белоруссия. Но никакие финансовые вливания не могут отменить того (может быть, они этому даже способствуют), что национальные меньшинства загоняются в своего рода культурный заповедник. Там сохраняются ритуалы и искусственно поддерживается православная культура, но сами родители не хотят, чтобы ребенок, к примеру, учился в национальной белорусской школе.

"Межнациональных конфликтов в Гродно не было и никогда не будет", - это с убежденностью говорили все заинтересованные лица, с которыми доводилось встречаться. Даже сам Тадеуш Гавин, который настроен весьма жестко к сегодняшней власти, не собирается переступать ту черту, за которой начинается непредсказуемость. Справедливости ради нужно отметить, что у него просто нет такой возможности, чтобы как-то серьезно обострить ситуацию.

"В Белоруссии нет и никогда не будет агрессивного национализма, - уверен руководитель весьма влиятельной в области оппозиционной общественной организации "Ратуша" Александр Милеткевич, в недавнем прошлом мэр Гродно. - У белорусов нет комплекса своей национальности, и они никогда не знали агрессивности и шовинизма. Когда где-то говорят, что поляки хотят отделиться, то это глупость полная. В плане сепаратизма - это абсолютно надуманная и даже провокационная идея. И понятно, откуда она берется. Когда плохо, всегда нужно найти внешнего или внутреннего врага. Тот же Гавин никогда не скажет, что это польская территория. Поляки здесь выступают против ликвидации независимости республики, потому что понимают: в новом Советском Союзе им будет жить еще хуже, чем сейчас. Может быть, если бы Гавин был не столь резок в высказываниях, то школа в Новогрудке была бы уже построена. Но он мне сказал, что хочет ходить с высоко поднятой головой, когда наступят другие времена".

Сами поляки и в Белоруссии, и в Польше не имеют четкого ответа на вопрос: стоит ли идти на политический конфликт с белорусскими властями, или лучше действительно заниматься возрождением национальной школы и культуры? Руководство польской школы в самом Гродно, например, разошлось в этом вопросе с председателем. В связи с этим же возник конфликт между руководством Союза поляков и поляками в Брестской области, которые теперь намерены выйти из этой организации. Летом приезжала из Польши делегация депутатов сейма, чтобы посмотреть на жизнь своих соотечественников в республике. О притеснениях ничего не сказали.

"Не так давно я разговаривал с одним очень известным правозащитником в Польше, - говорит председатель Гродненского регионального отделения Белорусского Хельсинкского комитета Александр Антонюк. - В числе прочего спрашивал его и о проблеме поляков. Отдельные нарушения закона о национальностях в Гродненской области есть, мы их фиксируем. Но он сказал, что не будет этим заниматься, поскольку ничего действительно серьезного здесь нет. У поляков по отношению к Белоруссии другие проблемы".

И в самой Европе пока не выработано никакой политики в отношении проблемы поляков в Гродно, несмотря на то, что, как меня уверил Тадеуш Гавин, там эту проблему знают. Но, как заметил Милеткевич, ее связывают скорее с политикой Александра Лукашенко, чем с каким-то межнациональным напряжением в Западной Белоруссии. Поэтому едва ли кто-то там и даже в Польше захочет акцентировать внимание на национальных проблемах. Выпущенного однажды из бутылки джинна национализма в будущем уже невозможно будет загнать обратно. Точно в таких же условиях находятся евреи, татары, литовцы и другие национальности Гродненской области. Поляки просто имеют самую мощную общественную организацию, объединяющую около 30 тысяч членов, и весьма амбициозного лидера, не склонного идти ни на какие компромиссы.

Таким вот образом конфликт, достаточно мелкий и по своей сути не являющийся национальным, оказался вынесенным в большую политику именно в ту минуту, когда о нем было нужно вспомнить. Можно предположить, что он еще не раз будет упомянут и забыт людьми, не очень озабоченными фактической стороной, но руководствующимися гипотетическими выкладками. В самом же Гродно какой-то вероятности реализации подобных сценариев никто не придает серьезного значения.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Хунта Мьянмы смягчается под давлением оппозиции и повстанцев

Хунта Мьянмы смягчается под давлением оппозиции и повстанцев

Данила Моисеев

Аун Сан Су Чжи изменена мера пресечения

0
911
Вашингтон совершил северокорейский подкоп под ООН

Вашингтон совершил северокорейский подкоп под ООН

Владимир Скосырев

Мониторинг КНДР будут вести без России и, возможно, Китая

0
1387
Уроки паводков чиновники обещают проанализировать позднее

Уроки паводков чиновники обещают проанализировать позднее

Михаил Сергеев

К 2030 году на отечественный софт перейдут до 80% организаций

0
1044
"Яблоко" занялось антитеррором

"Яблоко" занялось антитеррором

Дарья Гармоненко

Инициатива поможет набрать партии очки на региональном уровне

0
1018

Другие новости