0
1378
Газета Идеи и люди Интернет-версия

03.11.2011 00:00:00

Дума ждет решающего штурма

Михаил Виноградов

Об авторе: Михаил Юрьевич Виноградов - президент фонда "Петербургская политика".

Тэги: госдума, партии, выборы


госдума, партии, выборы На жеребьевке партии власти достался № 6.
Фото с сайта ЕР

По мере разворачивания избирательной кампании все ее участники обнаружили, что объединены общей задачей. А именно – как преодолеть усталость и раздражение избирателей, создать интригу вокруг выборной кампании и привести максимальное количество сторонников на участки для голосования 4 декабря?

Возможностей для маневрирования у партий стало заметно больше. Вопреки прогнозам скептиков, предполагавших, что в интересах власти не пустить малые партии на выборы, Центризбирком на удивление легко принял их списки. Причем без проблем допуск на выборы оформили не только «Яблоку», но и «Правому делу» и «Патриотам России», которые свою активность избирателям отнюдь не навязывали даже при сборе подписей. Не вызвала никаких нареканий у участников и жеребьевка мест в предвыборном бюллетене. Предсказываемые манипуляции, позволявшие партии власти получить наиболее комфортный номер, так и остались фантазиями некоторых журналистов. Наконец, произошло явное увеличение присутствия в телеэфире представителей оппозиционных партий.

Стала ли предвыборная кампания центральным событием повестки дня? Это пока не очевидно. Политически активная часть общества разделилась между теми, кто додумывает сентябрьскую «рокировку» в тандеме, и теми, кто заглядывает в весну в надежде предугадать состав будущего правительства. Увлечь обе категории интересом к выборам в Госдуму еще предстоит. Тем для этого будет с избытком. И если проблематика расширенного правительства или даже постсоветской интеграции интересна пока ограниченному кругу людей, то к темам возможной новой волны экономического кризиса или «посадки Лужкова» равнодушных почти не осталось. От участников выборов требуется всего ничего: перейти от режима сугубо «внутрипартийных» кампаний и «раскачать» избирателя, присоединившись к интересным ему темам.

Таблетка от усталости

Тезисом об усталости избирателей от политики сегодня никого не удивишь. Это ощущают на себе все партии – неприятие прежних игроков фиксируется всеми социологами. Изобретение лекарства от усталости сегодня, по сути, является главным рецептом успешного выступления на выборах. В октябре его поиск развернулся по нескольким линиям.

Путь первый – эксплуатация усталости от власти. Более всего здесь были заметны коммунисты, развернувшие кампанию по обвинению в применении административного ресурса для продвижения «Единой России». Ходов здесь было предпринято множество – в основном дежурные и малоэффективные: письма в Центризбирком, требование «принудительного привода» первых лиц ЕР на предвыборные дебаты, претензии к выступлению Путина на сентябрьском съезде ЕР, указание на внезапный рост численности избирателей в списках по отдельным районам от стандартных 76–82% до 96% от общей численности населения. Остальные партии тоже не остались в стороне: Жириновский боролся с несменяемостью власти лозунгом «Вы дождетесь!», а «Справедливая Россия» взяла на вооружение лозунг «Перемены будут!».

Проблема, однако, в том, что избирателям приелись не только представители власти, но и Жириновский с Зюгановым. Поэтому второй вариант действий – эксплуатация усталости от «старых лиц» через предъявление новых персонажей. Летний интерес избирателей к кампании Прохорова показал, что спрос на новые персоны действительно существует. На этом направлении активнее других проявили себя провластные силы. Идея «расширенного правительства» стала недвусмысленной заявкой на вовлечение в политическое пространство более молодых и не успевших надоесть избирателю политиков и общественных деятелей. Шагом в этом направлении была и поездка Дмитрия Медведева на факультет журналистики МГУ, однако сопутствовавшие ей обстоятельства не позволили добиться желаемой цели. Кроме того, в активе у «Единой России» возможность «ребрендинга» узнаваемых в элитах, но ранее мало проявлявших себя в публичной политике персонажей – Собянина, Нарышкина, Козака, Сечина. И если эффект от включения в список ЕР в Калининградской области вице-премьера Александра Жукова пока нельзя назвать высоким, то первая годовщина с момента утверждения нового мэра Москвы прошла выигрышно для «Единой России». Судя по откликам даже критически настроенных изданий, Собянину удалось собрать вокруг себя значительные ожидания реального улучшения жизни в городе в обозримой перспективе.

Оппозиции с подбором новых лиц приходится нелегко. У коммунистов к этой категории можно отнести адмирала Владимира Комоедова (2-е место в списке с перспективой эксплуатации ностальгии по сильной армии и «полноправному» Черноморскому флоту). В конце октября заявку на участие в публичной политике сделал и экс-глава Роснаркоконтроля Виктор Черкесов (8-е место в списке КПРФ). В ЛДПР сама постановка вопроса о новых лицах, похоже, считается криминалом – федеральный список партии скорее выглядит как «политбюро» и укомплектован статусными функционерами и действующими депутатами. Сложнее всего приходится «Яблоку»: молодежь уже воспринимает Григория Явлинского как «новое лицо», а среднее и старшее поколение – отнюдь нет.

Третья стратегия действий – попытка разрушить усталость от предвыборных программ, не приводящих к реальным изменениям. Здесь есть два возможных направления – эксплуатация потребительских запросов избирателей или разыгрывание национал-патриотической карты.

Тема распределения социальных благ звучит пока дежурно. В пользу «Единой России» может оказаться повышение зарплат бюджетникам, в пользу оппозиции – их неповышение воспитателям детских садов или педагогам спортшкол. А вот державная и националистическая тематика в нынешнем году обыгрывается более удачно. Два ключевых направления здесь – «кавказский» вопрос и призрак восстановления СССР.

«Единая Россия» удержалась от соблазна присоединиться к националистическому тренду, отказавшись от включения в списки Дмитрия Рогозина (впрочем, в том же Подмосковье Рогозин все же фигурирует на плакатах в поддержку кандидатов ОНФ на региональных выборах). Вообще же вброс в октябрьскую повестку дня лозунга «Хватит кормить Кавказ!» вызвал новую поляризацию партий. В нише «интернационализма» закрепились ЕР, «Яблоко» и «Справедливая Россия». Последняя, правда, до конца не определилась – Оксана Дмитриева осуждает антикавказскую риторику, объясняя, что основные деньги уходят не на юг, а на запад – через Резервный фонд. А Геннадий Гудков, наоборот, осудил попытки «забалтывать» русский вопрос. На другом фланге оказались КПРФ и ЛДПР. Коммунисты вернулись к теме законодательного закрепления «государствообразующего» статуса русских и возвращения в паспорт графы «национальность». В свою очередь, ЛДПР предложила установить особый порядок для проведения молитвенных обрядов и жертвоприношений, строго наказывая за его нарушение.

А вот в части эксплуатации ретро-утопической ностальгии по СССР «Единой России» повезло больше. Статья Владимира Путина в «Известиях» и активность по теме постсоветской интеграции принесла определенные дивиденды. Причем Таможенный союз неожиданно обещает дать эффект даже среднему классу, никаких особых надежд на ТС не возлагавшему, – благодаря ему максимально допустимая норма беспошлинно ввозимых из-за рубежа товаров выросла с зыбкой и порождавшей многочисленные случаи коррупции на таможне цифры 1,5 тыс. евро до 10 тыс. евро. А вот оппозиция заявлениями по Евразийскому союзу и вовсе оказалась озадачена, столкнувшись с необходимостью солидаризироваться с действиями власти. Разве что Борис Кашин (КПРФ) заявил, что будущий союз потребует создания демократических институтов взамен нынешних. А дальше всех пошла ЛДПР, предложив взять в СНГ еще и Грецию – раз уже народ «не хочет подчиняться диктату Евросоюза».

Еще одно направление активности – преодоление усталости от нехватки предвыборной и политической интриги. Здесь в разной степени проявили себя оппозиционные партии. Они начали игру на понижение от результатов ЕР, объясняя это внутритандемной расстановкой сил. Виктор Коломейцев (КПРФ) утверждал, что Путин теперь не заинтересован в партии конституционного большинства, поскольку это требовалось только в качестве гарантий возвращения в президентское кресло. Зюганов начал апелляцию к Медведеву с призывом сохранить «образ человека, ратующего за демократию», и «обуздать желание ЕР получить 60–70% голосов». Эсэры в лице Гудкова утверждали, что «Путин уже смирился с неполучением ЕР 50% голосов» и именно в этом случае он будет считать себя победителем. А Игорь Лебедев (ЛДПР) предрекал: «Путин будет огражден от критики за возможный провал на выборах в Думу».


Центризбирком на удивление легко принял списки всех партий.
Фото РИА Новости

Наконец, последняя очевидная проблема – усталость избирателя от отсутствия эмоций в кампании. Придумать более легкие и неназидательные формы агитации нынешним партиям удается пока с трудом. Пожалуй, самым ярким образцом креатива стал появившийся в Интернете ролик с медведем в метро, создающий менее тяжеловесный образ партии и подспудно поощряющий эмоционально комфортный выбор в пользу ЕР. Впрочем, сами единороссы на ролик отреагировали сдержанно, поскольку привыкли к более «солидной» агитации.

«Единая Россия»: будет ли ремейк 2007 года?

Съезд «Единой России» частично удовлетворил ожидания партийных активистов на возвращение Владимира Путина на президентский пост, однако создал интригу относительно места партии в будущей конфигурации власти. Кроме того, повторения драматургии 2007 года, воспринимаемой единороссами в качестве образцовой, пока не случилось. Динамика рейтингов заметно отличается от событий четырехлетней давности. По данным фонда «Общественное мнение», с момента съезда ЕР рейтинг партии вырос на 1%, однако рейтинги Медведева и Путина снизились на 4%. Оценки Левада-Центра более оптимистичны для единороссов и предрекают им чуть ли не 68% мест в будущей Думе, но в полной мере ожидания перехвата партией инициативы пока не воплотились в жизнь.

Возможности «Единой России» для укрепления позиций включают в себя несколько слагаемых. Это предъявление инициатив по сравнительно новым для ЕР темам повестки дня – ограничение роста коммунальных тарифов, создание Евразийского союза, демонстрация результатов успешной работы ЕР в Москве и ряде других городов и регионов. Кроме того, единороссам необходимо цементировать элиты – особенно в регионах с непопулярными губернаторами или откровенными «хромыми утками». Здесь важно преодолеть разногласия между элитными группами и возможные попытки содействовать более низкому результату ЕР на выборах с целью дальнейшей замены губернатора-«аллергена». Наконец, в арсенале «Единой России» остается такое мощное оружие, как контрпропаганда. Ведь для многих оппозиционно настроенных избирателей голосование в пользу КПРФ, ЛДПР, СР или «Яблока» не является полностью комфортным, и их было бы несложно переубедить в пользу неприхода на выборы или решения испортить бюллетень.

КПРФ: «блаженные семидесятые» против «лихого двадцатилетия»

В октябре коммунисты предъявили ключевые лозунги кампании: «Время менять власть», «Заставим вернуть украденное», «1991–2001 – двадцать потерянных лет». Тактика Компартии постепенно оформляется. Главной новацией становится окончательный выбор между Сталиным и Брежневым. Можно ожидать, что акцент будет сделан на ностальгии именно по брежневскому времени – тем более что эта эпоха объективно воспринимается избирателями самых разных партий как «золотой век» (не случайно мягкую попытку присоединиться к теме достоинств «эпохи застоя» предпринял даже пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков).

Из новых фишек кампании удачнее других заявляет себя проект «Дети войны» – призыв к предоставлению различного рода льгот и преференций представителям старшего возраста с одновременной эксплуатацией темы «невозвращенности» властью долгов «военному» поколению. Но сходный проект выдвинула в ряде регионов и «Справедливая Россия». Кроме того, с «военной» тематикой КПРФ иногда явно передавливает. Например, призыв адмирала Комоедова увеличить срок службы в армии до полутора лет вряд ли может рассчитывать на горячую поддержку избирателей.

ЛДПР: без Него какое шоу?

Октябрь стал серьезным испытанием для самого главного (и почти единственного) ресурса ЛДПР – Владимира Жириновского. Его приезд в любой регион обычно вызывает резкое нарастание агитации (иногда рекламные плакаты успевают повесить в ночь перед прибытием) и общую атмосферу ожидания яркого и креативного шоу. А дальше все зависит от того, в какой форме находится Жириновский в конкретный день. Как следствие, накатанная схема «выход к прессе – встреча с губернаторами – общение со сторонниками – посещение крупного супермаркета» может вызвать мощный резонанс и рост рейтинга на 10–15%, а может, и вовсе остаться незамеченной.

Как и прежде, в активе ЛДПР – способность ежедневно фонтанировать креативными идеями. В октябре либерал-демократы предложили расширить права журналистов посещать места лишения свободы (традиционная борьба за голоса родственников заключенных), ужесточить ответственность за преступления для лиц со спецподготовкой в области силовых единоборств, запретить рекламу в телепрограммах в вечернее время и выходные, учредить всероссийский День охотника и рыболова, добиваться выдачи российской визы Далай-ламе, прекратить выселение за долги, приостановить изъятие имущества у безработных. Но довести эти идеи до избирателей и, главное, побудить их запомнить либерал-демократам пока не удается.

«Справедливая Россия»: экспансия в борьбе за неопределившихся избирателей

Несмотря на некоторое снижение интенсивности кампании «Справедливой России», в целом октябрь прошел для последователей Сергея Миронова довольно удачно. Социологи все чаще предрекают им преодоление 7-процентного барьера, а большое количество неопределившихся избирателей (по разным территориям – от 15 до 50%) может сулить не имеющим большого антирейтинга эсэрам приращение поддержки. Впрочем, на получении сверхрезультатов в партии не рассчитывают – Миронов даже публично признал, что будет считать 9-процентный результат вполне удовлетворительным (хотя ранее говорил о 15% голосов).

Потенциально неприятным сюрпризом для «Справедливой России» является регистрация «Яблока» – с ним предстоит борьба и за классического либерального избирателя, и за симпатии оппозиционной части бюджетников. Но эсэры лидируют в части освоения неполитической риторики, привязанной к бытовым и потребительским ожиданиям граждан. Например, вполне конкретные предложения установить 50-процентную надбавку к зарплате педагогам первых трех лет работы после окончания вуза звучат более предметно, чем сходные предложения сторонников Явлинского. Другое дело, что такой шаг способен вызвать ревность педагогов старшего поколения – а они на выборы ходят гораздо лучше, чем «молодые специалисты».

«Яблоко»: эйфория от возвращения в эфир

С точки зрения интенсивности уличной агитации «Яблоко» в октябре можно признать одним из лидеров. Необходимость собрать подписи избирателей побудила партию организовать множество уличных пикетов, обходов избирателей, телефонных обзвонов. Как показывают опросы населения (особенно в крупных городах), представителей «Яблока» рядовой избирателей видел куда чаще, чем агитаторов ЛДПР или СР. Что уж говорить о «Правом деле» и «Патриотах России», которые, похоже, секретно собирали подписи на конспиративных квартирах, не оставив никаких следов и не будучи замечены избирателями.

А вот активное присутствие лидеров «Яблока» в телеэфире может сыграть с ними злую шутку. Эйфория от самого факта обращения к многомиллионной аудитории может оказаться для Явлинского и Митрохина ловушкой: избиратель за последние годы заметно изменился и привычная для партийных ораторов риторика востребована все меньше. На первый взгляд «Яблоко» к этому готово. Акцент переносится на проблемы экологии, права бюджетников, страхи перед новой волной экономического кризиса.

В то же время «Яблоко» остается уязвимым для выпадов оппонентов. Партии будут инкриминировать отсутствие шансов на прохождение в Думу, решение тактических задач преодоления 3-процентного барьера (позволяет получить госфинансирование), «сговоры» с властью (например, снятие экс-мэра Александра Донского с выборов в Архангельской области), выступление в качестве «спойлера» для снижения результата «Справедливой России».

Балеты долго я терпел┘

Идеология кампаний каждой партии понятна и легко угадывается. «Единая Россия» будет делать акцент на достижениях последнего десятилетия, мобилизации приверженцев Медведева и Путина и тезисе о том, что «все остальные еще хуже». Коммунисты попробуют усилить «ядерный электорат» теми, кто своим голосованием рассчитывает напугать власть призраком мощной оппозиции. ЛДПР сделает ставку на желающих своим голосованием напугать всех – власть, богатых, коммунистов, мигрантов, соседей. «Справедливая Россия» продолжит предлагать себя тем, кто разочаровался в «Единой России» или просто не видит в бюллетене симпатичных названий – включая недавних избирателей Рогозина и даже Явлинского. «Яблоко», в свою очередь, будет делать акцент на преждевременности слухов о собственной смерти.

Однако всего этого для успеха недостаточно. Каждой из партий придется поискать подходящего врага. Вариантов предложено немало – власть, Кавказ, Лужков, олигархи, девяностые, нулевые. Но нельзя сказать, что граждан они сильно «цепляют». Сложнее всего придется оппозиционным партиям – ведь нужно будет одновременно натравливать избирателя и на власть, и на собственных конкурентов.

Следующая задача – это, конечно, креатив. Большая часть избирателей вряд ли усядется у телеэкранов в ожидании нудных предвыборных дебатов. Желающих открывать двери агитаторам с каждым годом тоже все меньше. Поэтому придется изобретать такие фишки, которые зрители с удовольствием будут пересказывать друг другу. Возьмем, к примеру, ЛДПР: ее федеральная кампания выглядит скучновато, а вот развешанный по Петербургу слоган Жириновского «Я не считаю голоса – я их слышу» предвыборный ландшафт заметно оживила.

Ну и последний вопрос: как в оставшийся месяц приковать к себе внимание и не утомить собой зрителей? Ни одна из партий таким умением похвастаться пока не могла. Самое время этому поучиться.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
547
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
914
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
656
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
362

Другие новости