0
3774
Газета Идеи и люди Печатная версия

18.04.2017 00:01:00

"Томагавк" в качестве бумеранга

Простые подходы – это ловушки при решении сложных проблем

Бахтияр Тузмухамедов

Об авторе: Бахтияр Раисович Тузмухамедов – профессор международного права.

Тэги: сирия, конфликт, химоружие, сша, трамп, военная операция, томагавки


сирия, конфликт, химоружие, сша, трамп, военная операция, томагавки Жертвы химической войны остро нуждаются в помощи, в том числе международной. Но средства воздействия на тех, кто применяет запрещенное оружие, – в явном дефиците. Фото Reuters

Оставлю специалистам судить о том, какая химическая субстанция использовалась в сирийском Хан-Шейхуне 4 апреля. Мои собственные познания о боевых отравляющих веществах, почерпнутые на институтских занятиях по гражданской обороне и военному делу, время уже почти стерло из памяти. Но в ее закоулках сохранились воспоминания о том, как сочетание внутриполитических и международных обстоятельств, сдобренных мудростью, дипломатической находчивостью и готовностью выждать (пусть и уверял принц датский, что «трусами нас делает раздумье»), позволило избежать необдуманных действий в разгар «химического» кризиса вокруг Сирии в 2013 году.

Тогда, после некоторых эпизодов применения отравляющих веществ в районах Алеппо и Гуты, ответственность за которые одни возлагали на правительственные войска, другие – на вооруженную оппозицию, США и Соединенное Королевство публично объявили о намерении нанести удары по объектам на территориях, подконтрольных официальному Дамаску. Однако как Дэвид Кэмерон, так и Барак Обама решили пойти конституционным – а следовательно, не самым прямолинейным – путем и запросили у законодательной власти полномочия на применение военной силы за рубежом. В Лондоне голосование для тогдашнего премьера оказалось провальным. В вашингтонскую же внутриполитическую кухню вмешались конкретные российские предложения о безотлагательной передаче сирийских военных химических программ под международный контроль и ликвидации компонентов, пригодных для создания оружия. Перспективы наделения Обамы полномочиями для нанесения удара, и без того сомнительные, стали и вовсе призрачными, так что в Конгрессе до голосования дело не дошло.

В кратчайшие сроки к реализации плана химического разоружения Сирии, ставшего уже российско-американским, удалось подключить как существовавшие, так и новые механизмы.

Во-первых, еще в период войны между Ираном и Ираком в 80-е годы прошлого столетия, когда неоднократно применялось химическое оружие, Генеральная Ассамблея ООН разработала процедуру расследования. В 1925 году был принят Женевский протокол, запрещавший применение на войне боевых газов, однако его слабым местом было отсутствие какого-либо контроля за соблюдением предусмотренных в нем обязательств. Процедура, разработанная ГА ООН, частично восполняла этот недостаток, и в 2013 году ее оперативно применили в Сирии.

Во-вторых, к 2013 году уже набрала силу Организация по запрещению химического оружия (ОЗХО), созданная по одноименной Конвенции, в которой Сирия, впрочем, тогда еще не участвовала. Действуя синхронно и согласованно, Совет Безопасности ООН и Исполнительный совет ОЗХО одобрили детальный, с указанием этапов и сроков исполнения, план химической демилитаризации Сирии. При этом резолюция СБ принималась на основании статьи 25 Устава ООН, предписывающей государствам подчиняться его решениям.

И, в-третьих, уже к моменту принятия плана СБ и ОЗХО Сирия добровольно-принудительно присоединилась к Конвенции о запрещении химического оружия и, не дожидаясь вступления ее в силу для себя, обязалась полностью исполнять положения этого договора.

Параллельно развертывалась комплексная операция по вывозу из Сирии химических компонентов, включая прекурсоры (своего рода запалы, превращающие относительно безопасные вещества в смертоносный состав), и ликвидации на месте инфраструктуры по их изготовлению. Она включала сохранную наземную перевозку опасных грузов в порт Латакия (спецтранспорт и персонал предоставила Россия), перегрузку на датские и норвежские суда, которые под эскортом военных кораблей России и Китая следовали до границы территориального моря Сирии. Там их брали под опеку ВМС НАТО и сопровождали к берегам Италии, куда прибыло вспомогательное судно из резерва ВМС США Cape Ray, в помещениях которого был временно развернут завод с полным циклом деактивации. Часть компонентов доставлялась в Соединенное Королевство для переработки в стационарных условиях.

Как международные организации, так и государства, участвовавшие в процессе химического разоружения, рапортовали об успехах: ликвидированы 12 объявленных объектов, плюс еще один, хотя вроде бы и непричастный к «военной химии». Правда, с оговоркой: речь шла о производствах, находившихся под контролем правительства, куда у международной миссии был доступ.

Шероховатости, впрочем, возникли уже весной 2014 года. Объявленные США и ЕС санкции против России затронули и эту операцию. Так и не были реализованы планы участия кораблей ВМФ России в эскортировании транспортов с химическими компонентами за пределы сирийского территориального моря. Кстати, в тот же период западные страны до минимума свели военные контакты и, в частности, отказались от совместных с Россией контртеррористических учений Vigilant Eagle и военно-морских учений Northern Eagle. Какие бы формальные цели такие операции ни преследовали, в их ходе не только отрабатываются согласованные действия, но и формируется понимание мышления друг друга, укрепляется доверие.

Отдавая приказ о нанесении удара по базе сирийских ВВС, президент США Трамп избрал более прямолинейный путь, нежели его предшественник. Он не обратился за полномочиями в Конгресс: ведь если ракетный удар наносится с безопасного расстояния и жизни американских военнослужащих не подвергаются опасности, то, следовательно, процедуры, предусмотренные Законом о военных полномочиях (1973), применять не требуется. Не связывает руки главковерха и Закон о полномочиях на применение военной силы (2001), принятый вскоре после террористических актов 11 сентября, поскольку он нацелен только на «Аль-Каиду», связанные с нею структуры и содействующие им государства. Отработанные процедуры ОЗХО – потеря времени. Не нужно уведомлять СБ ООН, поскольку речь не идет о праве на самооборону, ведь Сирия не угрожает США военным нападением. Агрессия? Так пусть СБ попробует установить ее факт в присутствии представителя США!

Простые и бесхитростные подходы к сложному, запутанному клубку накопившихся проблем до добра не доведут. Надо бы договариваться, но для этого требуются желание, терпение и опыт.



статьи по теме


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Трамп готов уничтожить Северную Корею

Трамп готов уничтожить Северную Корею

Юрий Паниев

Лидер США намерен создать коалицию из сильных независимых наций для защиты мира

1
661
Опасные хитрости умеренной оппозиции в Сирии

Опасные хитрости умеренной оппозиции в Сирии

Олег Владыкин

0
888
Гудков и Митрохин делят "Яблоко"

Гудков и Митрохин делят "Яблоко"

Дарья Гармоненко

В партии Явлинского отрицают обострение внутреннего конфликта

0
1673
США опасаются за свою базу в Катаре

США опасаются за свою базу в Катаре

Игорь Субботин

Блокада эмирата подрывает антииранский фронт

0
1725

Другие новости

24smi.org
Загрузка...