0
967
Газета Идеи и люди Печатная версия

20.04.2017 00:01:00

Государево решето

Эффективность системы закупок по контракту остается низкой

Александр Сухаренко

Об авторе: Александр Николаевич Сухаренко – директор Центра изучения новых вызовов и угроз национальной безопасности РФ (Владивосток).

Тэги: госзакупки, контроль, минфин, фас, генпрокуратура


Премьер-министр России Дмитрий Медведев на днях подписал постановление о передаче Минфину полномочий Минэкономики по осуществлению закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Как ранее пояснили в правительстве, данное решение обусловлено необходимостью контроля работы Единой информационной системы и обеспечения прозрачности закупочных процедур. В прошлом году заказчики заключили госконтрактов на 5,3 трлн руб.

Что касается контрольно-надзорных органов, то они решили отчитаться о проделанной работе. По итогам 2016 года аудиторы Счетной палаты РФ вскрыли почти 900 нарушений закупочного законодательства на общую сумму 53,1 млрд руб. По сравнению с 2015 годом число выявленных правонарушений увеличилось в 1,5 раза, в то время как размер ущерба сократился более чем вдвое. Как и следовало ожидать, основная часть нарушений (823) касалась Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». На корпоративные госзакупки (федеральный закон № 223) пришлось всего 75 случаев. Однако размер ущерба по ним составил 4,3 млрд руб., что почти в семь раз превышает показатель 2015 года.

Среди негативных моментов применения закона № 44 ревизоры выделяют отсутствие роста конкурентности закупок (среднее количество участников – три заявки на один лот). Сохраняется значительный разброс предельных цен на одноименные товары у различных федеральных органов власти (от 4 раз до 37,5 раза). Значительное количество нарушений касается обоснования начальных (максимальных) цен контрактов. Оно и понятно: методические рекомендации, которыми должны руководствоваться госзаказчики, носят рекомендательный характер, а их несоблюдение не влечет ответственности. До сих пор не внедрен и каталог товаров, работ, услуг как один из источников информации о рыночных ценах. Сохраняется коррупционный риск, связанный с установлением необоснованного размера аванса по долгосрочным контрактам, условия которых не предполагают выполнения значительного объема работ в первые годы строительства (полученные средства подрядчики попросту вкладывают в банки, зачастую весьма ненадежные).

Основные причины контрактного бардака банальны: постоянно меняющееся и весьма запутанное законодательство, затянувшийся переход на электронные конкурсы и запросы котировок. Но нет худа без добра: с 7,6 до 8,8% выросла относительная экономия бюджета, а на 35% – объем объявленных закупок у малого бизнеса и социально ориентированных некоммерческих организаций (1,9 трлн руб.).

Большая часть нареканий СП РФ приходится на сферу корпоративных закупок. В частности, доля открытых и понятных процедур там по-прежнему невелика – 5,1% (в 2015 году – 4,1%), а среднее количество заявок, подаваемых участниками на один лот, 1,66 (1,76 – годом ранее). На единственного поставщика приходится 35,4% всех таких закупок. Еще более удручающей выглядит относительная экономия бюджета – 1,55% (1,75% в 2015 году).

Причины низкой эффективности этого сектора известны: отсутствие исчерпывающего перечня конкурентных способов закупок (корпоративные заказчики применяют около 5 тыс. способов); большое количество (более 170) операторов электронных площадок (не аккредитованным на них подрядчикам жаловаться на нарушения нельзя); отсутствие исчерпывающего перечня оснований для заключения договора с единственным поставщиком; отсутствие в законе № 223 норм, направленных на обоснование начальных (максимальных) цен контрактов и предотвращение конфликта интересов закупочной комиссии заказчика и участника закупок.

В минувшем году отличилась и Федеральная антимонопольная служба (ФАС), возбудив 22,7 тыс. административных дел за нарушение закупочного законодательства (на 3,2% больше, чем в 2015-м) и наложив более 266,2 млн руб. штрафов (взыскано 208,2 млн руб.). Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ФАС пополнили 5,5 тыс. участников закупок (в общей сложности реестр содержит сведения о 10,4 тыс. таких лиц).

Недоволен состоянием законности в закупках и генпрокурор России Юрий Чайка. За минувший год его подчиненные обнаружили 33,3 тыс. различных правонарушений в этой сфере, в том числе 1,7 тыс. незаконных правовых актов. По настоянию надзорного органа к дисциплинарной ответственности привлекли более 7,4 тыс. чиновников (двоих уволили по утрате доверия), а по материалам проверок возбуждено 285 уголовных дел.

Казалось бы, проверяющие сработали неплохо. Однако общественные наблюдатели смотрят на дело иначе. Согласно Национальному рейтингу прозрачности закупок (охватывает период с 1 июля 2015 года по 30 июня 2016 года) Национальной ассоциации участников электронной торговли, потери государства от неконкурентных закупок составили 187,8 млрд руб., а с учетом инфляции – 179,3 млрд руб. Доля потерь в общем объеме размещенного заказа достигла 2,6%. Снизился уровень конкурентности закупочных процедур в региональном сегменте заказчиков, на который приходится максимальный объем потерь. Большинство закупок у единственного поставщика являются закупками ежегодного цикла.

Что касается крупных закупок (свыше 1 млрд руб.), общественное обсуждение которых с 1 января стало обязательным, то, по данным Минэкономразвития РФ, только за 2015 год и первое полугодие 2016 года были отменены 12 таких контрактов на 28,1 млрд руб. В основном речь шла о подрядах на капитальное строительство.

Правительству необходимо наконец прислушаться к контролирующим органам и навести порядок в столь коррупциогенной сфере: устранить пробелы и коллизии отраслевого законодательства, ужесточить меры ответственности чиновников за его несоблюдение, а не перекраивать до бесконечности административно-налоговое законодательство с целью насыщения оскудевшей казны за счет граждан. Тогда, может быть, недовольство людей (в числе поводов для этого – кнопка ЭРА-ГЛОНАСС, система «Платон», налог на тунеядство) заметно поубавится.



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Майские указы до конца неисполнимы

Майские указы до конца неисполнимы

Анатолий Комраков

Статистика помогает отчитаться хотя бы за часть поручений президента

0
8944
Поклонская требует запрета "Матильды" на основании новой экспертизы

Поклонская требует запрета "Матильды" на основании новой экспертизы

Михаил Сергеев

Экс-прокурор Крыма объясняет, почему в фильме нет порнографических сцен

0
2220
Страна возвращается к докризисной стагнации

Страна возвращается к докризисной стагнации

Михаил Сергеев

2
5759
Страховщики и врачебная тайна

Страховщики и врачебная тайна

Павел Воробьев

Путаницу создают нечеткие формулировки самого закона

0
1664

Другие новости

24smi.org
Рамблер/новости