0
5398
Газета Идеи и люди Интернет-версия

19.09.2017 00:01:00

Миротворчество и геополитика

Иван Лилеев

Об авторе: Иван Львович Лилеев – профессор кафедры теории и истории международных отношений Института международных отношений и социально-политических наук Московского государственного лингвистического университета.

Тэги: совбез оон, миротворчество, миротворцы, конфликты, сомали, украина, донбасс, геополитика


совбез оон, миротворчество, миротворцы, конфликты, сомали, украина, донбасс, геополитика Среди голубых касок есть профессионалы, накопившие значительный опыт в разведении непримиримых противников. Фото Reuters

20 сентября Совбез ООН собирается обсудить ситуацию в сфере миротворчества. Предполагается подвести и оценить итоги сделанного и наметить пути оптимизации роли международного миротворчества как института.

Очевидно, что работы тут непочатый край. Число конфликтов в мире постоянно растет, как и их количество на границах РФ. Очевидно, что теперешних усилий в этой сфере со стороны российских структур недостаточно. Ситуация на востоке Украины мутирует в направлении сумрачной зоны, квазисуществования под лозунгом «Ни войны, ни мира», без всякого горизонта будущего для его жителей. Кого-то это может и устраивать, но признавать подобное положение данностью надолго вряд ли получится.

Главный вопрос сегодня уже не столько в том, кто и как создал ситуацию, а в том, есть ли из нее выход. При этом ангажированные мастера ТВ-экрана пытаются убедить зрителя в уникальности существующей ситуации, тупиковости ее и полной безвыходности для участников происходящего.

Конечно, ситуация выглядит дико, но только с учетом географической широты и времени действия происходящего. О конфликтах такого рода в Европе успели забыть. Но если взглянуть на ситуацию в несколько более широком контексте – географическом и историческом, обнаруживается, что подобное проживалось в афро-азиатском пространстве великое множество раз. Более того, что делать и как найти выход из подобных ситуаций, мировое сообщество решило для себя лет 30 назад.

Рецепт миротворчества

Рецепт миротворчества прост. Для начала надо определить уровень и степень готовности к компромиссу и договороспособности  сторон. Иногда достаточно привести простые и очевидные аргументы и прекратить конфликт хотя бы ненадолго, сделав это плацдармом для углубления ситуации мира. С учетом происходящего на востоке Украины такой шанс дает, в частности, первосентябрьское перемирие в связи с началом учебного года. Но практика показывает, что подобное возможно ненадолго и не всегда.

Бывает, что обе (или одна) стороны принципиально не желают прекращать войну, за которую уже хорошо «уплочено». Ситуация постоянного конфликта в таком случае их устраивает значительно больше, нежели мир. В таких случаях после ряда неудачных попыток найти хотя бы минимальный общий знаменатель в позициях сторон стоит прекратить безуспешные усилия, не доводя ситуацию до полного краха. 

Тут уместно вспомнить хотя бы случай с переговорами по внутриполитическому урегулированию в Сомали, когда представители «высоких договаривающихся сторон» открыли огонь на поражение друг друга прямо перед входом в конференц-зал отеля в Найроби, где планировалось провести мирные переговоры.

Конечно, декларировать необходимость тех или иных взглядов гораздо проще, чем внедрить их в практику. Осознание мира в качестве универсального и высшего блага не происходит само. Убеждать в необходимости миростроительства вместо медленного сползания в безумие перманентного вооруженного конфликта необходимо всех, кто так или иначе причастен к конфликту. Причем убеждать надо не только пряником, но и применением определенных дисциплинарных мер. Практика убедительно показывает, что временные рамки конфликтов в связи с самоопределением тех или иных спорных регионов могут растягиваться на многие десятилетия.

«Зеленый марш» марокканского народа, вознамерившегося с легкой руки короля восстановить братские скрепы с народом Западной Сахары, «изнывавшим под гнетом испанских колонизаторов», завершился присоединением этой территории к Марокко. Однако он не завершился признанием этого действа международным сообществом и по сей день. В итоге королевство не является сейчас членом Африканского союза и ряда других региональных организаций как государство, нарушившее фундаментальный международно-правовой принцип Uti possidetis («владей тем, чем владеешь»), избранный общеафриканской организацией в качестве универсального императива для всех своих членов, унаследовавших от колониальных хозяев самые причудливые конфигурации государственных границ. 

Как известно, в Африке немало случаев, когда в одних государственных границах объединялись этносы, враждовавшие на протяжении столетий, а представители одного народа оказывались по разные стороны одного, если не нескольких рубежей. Соответственно число войн, межгосударственных и межэтнических конфликтов за последние 60 лет приблизилось к сотне. Хотя сам подсчет здесь выглядит весьма условным. До сих пор, например, не ясно, считать ли различными конфликтами или одной и той же войной возникающие периодически на том же месте и, как правило, между теми же участниками вооруженные столкновения. Похоже, что поиском ответа на этот  вопрос смогут заняться и исследователи вялотекущего конфликта на востоке Украины. 

Практика свидетельствует...

Как бы там ни было, развития событий по наихудшему с гуманитарной точки зрения сценарию все-таки можно избежать, если скрупулезно проанализировать имеющийся опыт. Отметим еще раз – максимальное снижение уровня кровопролития может и должно стать безусловным приоритетом. Практика убедительно доказывает, что при наличии заинтересованных в продолжении конфликта акторов и поставок вооружений в зону конфликта решение задачи военным путем одной из сторон не представляется возможным. Очевидно и то, что без внешнего вмешательства конфликт неизбежно переходит в хроническую стадию, а нарастающее количество жертв вооруженного противостояния снижает саму возможность определения платформы для компромисса.

Итак, первым этапом миротворчества должно стать разведение сторон конфликта и первые попытки организации мирной жизни, невзирая на обстоятельства. Заняться разведением сторон могут и должны исключительно международные миротворческие силы. По возможности из максимально удаленных от зоны конфликта регионов, благо опыт в этой сфере огромный. 

 Главное, как показывает практика, – равноудаленность миротворцев от целей и задач участников конфликта, в особенности же удаленность от заинтересованных в раздувании конфликта внешних сил и акторов. Общеизвестно, что наибольшую стойкость и профессиональную хватку демонстрируют миротворцы из Уругвая, Пакистана и Бангладеш. У этих формирований накоплен значительный опыт участия в самых критических ситуациях, доказали делом они и свою способность соблюдать нейтралитет и не занимать позиции стороны в конфликте. 

Следующий этап – поиск платформы для точки перемирия, без которой выхода из конфликта быть не может. Какие струны следует задеть и как побудить наиболее упертых к сговорчивости – тоже давно известно. Действуя кнутом и пряником, Организации Объединенных Наций удавалось не раз разруливать конфликты, сложнейшие по природе возникновения и степени ненависти участников. При этом, разумеется, фактор кнута, имеющийся в арсенале сообщества объединенных наций, должен играть на первом этапе мирного урегулирования главную роль. 

Процесс этот долговременный и очень непростой. Важнейшей его составляющей является формирование минимальных базовых условий для мирной жизни, содействующих возвращению на покинутые территории беженцев из зон конфликта, которых немало и в случае конфликта на востоке Украины. Привлечь и убедить этих людей в необратимости наметившихся перемен к лучшему бывает непросто. Но главное – заинтересовать и убедить участников конфликта в мирной жизни как в конечном высоком результате, по сравнению с которым все остальное выглядит малосущественным. Вопросы статуса и принадлежности тех или иных территорий и их статуса необходимо оставить на суд будущих поколений, способных обсуждать эти вопросы с холодной головой.

Миротворчество и геополитический статус

Практика последних десятилетий убедительно доказывает – возможность государства или политического лидера, международной организации или общественного движения прекращать или же содействовать утверждению мирной жизни способствует и росту международного престижа государства-миротворца. К тому же именно успешные миротворцы способны первыми «колонизировать» мирное будущее региона, укрепляя тем самым и собственную геополитическую валентность в регионе.

В реалиях современного постиндустриального мира желание хвастаться вооружениями, пулять ракетами в океан или из моря в море воспринимается как нелепые амбиции, свойственные подросткам, злым на весь мир. Восторг же от собственных вооружений и марширующих солдатиков – под стать радости сказочного Ивана-дурака, плясавшего на похоронах и плакавшего на свадьбе. Ведь наличие тех или иных вооружений в сочетании с конфронтационной риторикой неизбежно вызовет появление такого же или еще более совершенного вооружения у гипотетических соперников, обладающих многократно большим экономическим и технологическим потенциалом.

«Плоды мира всегда больше, чем военная добыча». Эта истина стала в последние годы практически общепризнанной. Именно тот, кто способен вовремя вложиться в миростроительство, обретет и больший геополитический вес в новом меняющемся мире. Это понимают сегодня многие государства-тяжеловесы, претендующие на статус полюса силы в многополюсном мире, притягивая к себе союзников, не всегда близких географически. 

Мало кому известно, что, например, претендующая на новую роль в мире Турция всерьез вкладывается в восстановление порта в Могадишо в, казалось бы, окончательно забытом мировым сообществом Сомали. Активно вкладывается и Франция в миростроительство в разоренной геноцидом Руанде. Немалый вклад в миротворческий процесс в Африке вносит и консолидированный в своей внешней политике Евросоюз. На западе континента активно способствует миростроительству у соседей Нигерия.

Именно такая тактика, а не бесконечная риторика вражды и ненависти способна стать надежной основой подлинного геополитического авторитета и значимости всякого государства, претендующего на роль полюса в меняющемся полицентричном мире.  



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
228
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
276
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
234
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
197

Другие новости