0
4087
Газета Идеи и люди Печатная версия

13.03.2019 19:10:00

Исход далай-ламы: причины и последствия

60 лет назад в Тибете произошло крупное восстание

Татьяна Шаумян

Сергей Кузьмин

Об авторе: Татьяна Львовна Шаумян – кандидат исторических наук, руководитель Центра индийских исследований Института востоковедения РАН; Сергей Львович Кузьмин – доктор исторических наук, кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник отдела Кореи и Монголии Института востоковедения РАН.

Тэги: тибет, история, восстание, далай лама


тибет, история, восстание, далай лама Фото China Photos/Getty Images

Это событие нечасто вспоминают в России: восстание в Тибете и эмиграция его главы далай-ламы XIV в Индию. Это неудивительно: в мире происходит много событий, которые находят гораздо больший отклик в средствах массовой информации. Однако далай-лама – канонический лидер последователей тибетского буддизма школы Гелуг, того буддизма, который официально признается одной из традиционных религий России. Поэтому его по праву считают духовным главой наших традиционных буддистов.

О тибетском восстании 1959 года и эмиграции далай-ламы написано много, но разные авторы оценивают эти события по-разному. Попробуем посмотреть на них беспристрастно, проанализировать их с научной точки зрения. Что это было за восстание, почему оно произошло и каковы его последствия?

В древности Тибет был одним из сильнейших государств Азии, соперничавшим с китайской империей Тан. Однако нет вечных империй. На смену империи Тан пришли другие государства, располагавшиеся на территории Китая и сопредельных стран, а Тибет после долгого периода раздробленности, зависимости от монгольской империи Юань, затем – независимости от китайской империи Мин, при помощи монголов вновь стал объединяться, на сей раз под властью далай-ламы V. Это было время роста новой великой империи – маньчжурской империи Цин, захватившей Китай. Тибетское государство постепенно погружалось во все большую зависимость от этой империи. Однако тибетцы продолжали сохранять уникальный образ жизни и жить по-своему.

После краха империи Цин в 1911 году ситуация принципиально не изменилась. Китайская республика предъявила свои права на Тибет, однако ее собственная нестабильность не позволила Пекину его интегрировать. Тибетцы продолжали жить по своим законам. Ситуация изменилась с провозглашением КНР. Новое государство не только провозгласило целью присоединение Тибета, но и организовало успешную военную экспедицию, итогом которой стало установление китайского контроля над ключевыми пунктами тибетской территории, в том числе над его столицей – Лхасой.

Нынешний Тибетский автономный район КНР (ТАР) – еще не весь Тибет. Значительная его часть была включена в прилегающие китайские провинции еще раньше, чем Китай взял под контроль будущий ТАР – области, подчинявшиеся Лхасе. Руководство Компартии Китая (КПК) приступило к строительству в КНР социализма. Переход к нему включал две стадии: демократическая реформа и социалистические преобразования. Эти реформы предусматривали перераспределение земель, подавление землевладельцев и врагов революции, классовое разделение общества и классовую борьбу. Первая фаза в Китае завершались в основном к середине 1950-х годов. Начался процесс форсированной коллективизации. Мао Цзэдун решил, что национальные меньшинства КНР не должны отставать от китайцев (ханьцев). Однако на территории будущего ТАР осуществление реформы было отложено на том основании, что там якобы сложились другие исторические условия. Но действительная причина состояла в том, что эту часть Тибета власти КНР еще не были в состоянии эффективно контролировать.

Казалось бы, простые крестьяне и кочевники должны были приветствовать осуществлявшиеся перемены: наконец-то приходит конец «феодальному угнетению». Однако произошло нечто обратное: на территориях проведения реформы стали разрастаться восстания тибетцев. К концу 1956 года они охватили тибетские области Кам и Амдо. Восстания были столь масштабными, что на их подавление были брошены значительные силы китайской армии, проводились бомбардировки монастырей с воздуха, к повстанцам и мирному населению проявлялась большая жестокость. Здесь не место описывать ее – факты легко найти в многочисленных публикациях. Отметим лишь, что коренное тибетское население ряда местностей значительно сократилось, буддизм подавлялся, монастыри разрушались, люди часто подвергались репрессиям и пыткам.

На территорию будущего ТАР (где еще не началось проведение реформ) прибывали тысячи беженцев. Туда перекинулось и восстание из соседних тибетских областей. Беспокойство местного населения и антикитайские настроения нарастали. К марту 1959 года возникла уже целая повстанческая армия численностью до 100–200 тыс. человек. Силы повстанцев были неплохо организованы, они создали административные структуры, проводили борьбу с бандами грабителей и т.д. Повстанцы взяли под контроль значительную часть Южного Тибета и некоторые части Восточного. Потери китайской армии достигли 75 тыс. человек.

Далай-лама и его правительство оказались в трудном положении. Они сочувствовали повстанцам, но из-за явного превосходства китайских войск им пришлось советовать тибетцам сложить оружие и вернуться в свои дома. Однако уговоры были безуспешны.

В Интернете на разных сайтах пропагандируется идея, что тибетских повстанцев вооружало ЦРУ, что это был американский проект дестабилизации КНР. Действительно, в организованном американцами лагере тренировали тибетцев для партизанской войны. С самолетов в Тибет сбрасывали устаревшее оружие, которое часто выходило из строя. В основном повстанцы были вооружены легким оружием. Конечно, США использовали тибетских повстанцев в своих целях. Но у повстанцев не было другой поддержки извне, а своих ресурсов не хватало. Они не стремились служить интересам США, а лишь хотели жить на своей земле в соответствии со своими обычаями. Они выступали против КПК, навязываемых им реформ, перекройки своего общества, уничтожения религии. Повстанцы в основном были не феодалы и ламы, а люди из простого народа. Это может показаться парадоксом: для борьбы против «демократизаторов» сплотились тибетские «низы» с «верхами». Китайцев они считали иностранцами, вторгшимися на их землю и разрушающими их религию и обычаи.

К тибетскому религиозному празднику Монлам в начале марта 1959 года в Лхасе собрались десятки тысяч беженцев, паломников, группы вооруженных повстанцев – до 100 тыс. человек. Ситуация накалялась. Китайские власти 10 марта неожиданно пригласили далай-ламу в штаб своего военного округа на театральное представление – причем без сопровождения. Распространился слух, что его собираются похитить и отправить в Пекин. Такое уже случалось с высшими иерархами буддизма в Каме и Амдо. Кроме того, вспомнили недавние инциденты, когда к далай-ламе пытались пройти два вооруженных китайца.

9 марта толпы тибетцев стали собираться у дворца Норбулингка, где находился далай-лама, чтобы воспрепятствовать его захвату. Собралось до 30 тыс. человек. Они требовали независимости Тибета и ухода китайцев. Далай-лама и его приближенные пытались мирно уладить конфликт. С 10 по 16 марта далай-лама и китайское командование обменивались письмами. Но недовольство населения китайским присутствием усиливалось. Повстанцы пытались организовать митинги в разных частях Тибета, предать огласке происходящие события через индийские СМИ. 12 марта в Лхасе прошли многотысячные демонстрации женщин.

2 марта 1959 года в Пекине состоялось собрание руководителей КПК, на котором было решено ввести подкрепления в китайский лагерь у Лхасы. Это удалось сделать быстро и эффективно. Напряженность и конфронтация нарастали, в любой момент могли начаться крупные столкновения. Далай-лама и его приближенные убедились в тщетности своих попыток мирного решения конфликта.

В ночь на 17 марта 1959 года далай-лама, его родственники, приближенные и телохранители покинули Лхасу и направились в сторону Индии. Через некоторое время их взяли под свою защиту повстанцы. Поступали сообщения, что бегство далай-ламы организовало и обеспечивало ЦРУ. На самом деле ЦРУ не участвовало напрямую в осуществлении его бегства, хотя двое тибетцев, обученных в лагере ЦРУ, имели радиопередатчик и благодаря этому поддерживали связь с Индией, что позволило заранее согласовать с властями переход туда далай-ламы и его спутников. 30 марта они пересекли индийскую границу, избежав угрозы быть захваченными китайской погоней.

Между тем в Тибете предпринимались меры с целью подавления восстания. 20 марта, обнаружив исчезновение далай-ламы, китайцы начали артобстрел Норбулингки. После артобстрела кварталов Лхасы и близлежащих монастырей китайская армия перешла в наступление и к 23 марта захватила тибетскую столицу. Несколько дней город был завален трупами мужчин, женщин и детей. Развивая успех, в течение нескольких месяцев китайская армия заняла районы, контролировавшиеся повстанцами. Хотя точных данных о потерях тибетцев в тот период нет, но по некоторым сведениям с марта по октябрь 1959 года в Лхасе и окрестностях было ликвидировано 87 тыс. тибетцев и еще 25 тыс. арестовано. Однако повстанческое движение в Тибете продолжалось еще много лет.

За год с марта 1959 года в Бутан, Непал и особенно Индию бежали около 80 тыс. тибетцев. Поток беженцев не иссякает и сегодня, хотя он значительно уменьшился из-за ужесточения пограничного контроля со стороны КНР. За границами Тибета сформировалась обширная диаспора тибетцев. В Индии им удалось восстановить существовавшие в Тибете религиозные и другие традиционные институции, организовать на высоком уровне образование и создать эффективную систему управления.

Тибетский буддизм, еще столетие назад почти неведомый внешнему миру, теперь распространился во многих странах Европы и Америки, он служит предметом исследований специалистов разных областей науки. Заслуга в этом – прежде всего далай-ламы XIV и тибетских беженцев.      


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Случайно отрезал яички. Про тысячу и один способ сделать пациенту больно

Случайно отрезал яички. Про тысячу и один способ сделать пациенту больно

Алиса Ганиева

0
1508
Чудеса «переворачивания»

Чудеса «переворачивания»

Вера Чайковская

Современные интерпретаторы видят в Платонове сюрреалиста, который показал безнадежный ад битвы за коммунизм

0
594
Сквозь чугун советской цензуры

Сквозь чугун советской цензуры

Виктор Леонидов

Письма дочери Марины Цветаевой к журналистке Лидии Бать

0
330
Где живут стихи?

Где живут стихи?

Лариса Миллер

Они затаились, чтоб в любой момент вернуться и даже с новой силой заявить о себе

0
228

Другие новости

Загрузка...
24smi.org