1
2538
Газета Расследования Печатная версия

04.07.2006 00:00:00

Заложи снегоход летом, а катер зимой

Тэги: автомобиль, ломбард, кредит

Размер кредита зависит от того, как меняется рыночная цена заложенной вещи. Иногда можно получить крупный заем, сопоставимый со стоимостью автомобиля.

автомобиль, ломбард, кредит Из автоломбарда на аукцион может попасть машина практически на любой вкус.
Фото Арсения Несходимова (НГ-фото)

Очереди, маленькие займы, большие проценты – такими были государственные ломбарды в еще недалеком прошлом. Неудивительно, что в те годы у населения сложилось отрицательное отношение к этим финансовым учреждениям. Но в 90-е к ломбардному бизнесу проявил интерес частный капитал, и ситуация изменилась. Количество ломбардов постоянно растет, и даже появилась конкуренция между предприятиями. Сегодняшние ломбарды стремятся ни в чем не уступать банкам в сфере розничного кредитования. Несколько лет назад в Москве появились первые автомобильные ломбарды, и сегодня только в столице их насчитывается около трех десятков. Заложив автомобиль, можно получить достаточно крупный заем, иногда сопоставимый со стоимостью авто.

Казино–ломбард–казино

По сути автоломбарды ничем не отличаются от своих традиционных собратьев. Основная услуга – кредитование граждан под залог их личных транспортных средств. Кроме того, ломбарды занимаются хранением автомобилей, их оценкой и, соответственно, продажей невыкупленных автомобилей.

Гендиректор группы специализированных автоломбардов Алексей Швыдкий рассказал корреспонденту «НГ», что их предприятия, расположенные в разных районах Москвы, работают с 2000 года. Именно в 1999–2000 годах в столице появились первые автоломбарды. «Мы отслеживаем наших конкурентов, и могу сказать, что сегодня в Москве работает примерно 30 автоломбардов, не считая их филиалов. При этом ежегодно часть заведений закрывается, а на их место приходит столько же новичков». В то же время, по мнению Алексея Швыдкого, спрос на услуги автоломбардов стабильно растет, и назвать этот рынок насыщенным нельзя: «Если в 2001 году мы выдавали по 2–3 кредита в месяц, то теперь – по 50–70».

По наблюдению сотрудников автоломбардов, их клиенты в большинстве своем люди со средними доходами, у которых возникла необходимость сделать какие-то крупные покупки или отдохнуть за границей. Прибегают к подобным займам и мелкие предприниматели, которым срочно понадобились деньги на закупку товаров. Как известно, среди этой категории немало иностранцев, и получить банковский кредит на выгодных условиях они могут не всегда. А для ломбарда гражданство клиента никакого значения не имеет. Со временем многие из них становятся постоянными клиентами. По словам Алексея Швыдкого, в «Автоломбарде на Дмитровке», например, доля таких клиентов составляет не менее трети. Часто приезжают представители строительного бизнеса, которым клиенты нередко задерживают оплату. Встречаются в автоломбарде и завсегдатаи казино, которым срочно нужны деньги, чтобы оплатить долги после проигрыша или «дотянуть» до зарплаты. По словам сотрудников автоломбарда на Дмитровском шоссе, машины таких клиентов легко узнать по обилию сувенирных спичечных коробков и визитных карточек игорных заведений. В целом постоянных клиентов автоломбарда можно охарактеризовать как людей с большими расходами и нерегулярными большими доходами.

Соглашаясь дать такому посетителю заем, ломбард заключает с ним договор. Для этого достаточно предъявить удостоверение личности. Документов, подтверждающих право собственности на принесенную вещь, обычный ломбард потребовать не вправе. Даже если принесенная вещь украдена и правоохранительные органы ее конфискуют, убытки ломбарду возместит страховая компания. В автоломбардах правила иные. Приемщик обязательно потребует от владельца автомобиля паспорт транспортного средства (ПТС), либо генеральную доверенность, если автомобиль закладывает не владелец. Сотрудники автоломбардов обычно тщательно проверяют, растаможен ли автомобиль, который закладывает клиент, не числится ли машина в угоне и нет ли по нему исполнительного производства. При малейших сомнениях в технической исправности автомобиля и его юридической «чистоте» клиенту откажут.

Заезжают в ломбард и мошенники. Как рассказали корреспонденту «НГ» в «Ломбарде на Дмитровке», чаще всего такие клиенты стараются подороже заложить автомобиль, за который еще не выплачен кредит или наложен арест имущества. Другие используют схему, при которой автомобиль закладывают по генеральной доверенности, а когда дело доходит до торгов, владелец автомобиля эту доверенность отзывает. В таком случае остается только идти в суд, но закон не всегда становится на сторону ломбардов.

Кстати, о законах. Согласно ст. 358 Гражданского кодекса РФ, которая регламентирует работу ломбардов и их права и обязанности по отношению к гражданам, закладывать можно любое личное движимое имущество. Правда, оценку залога закон оставляет на усмотрение самих сотрудников ломбарда. Правил, по которым они обязаны оценивать принесенную в залог вещь и назначать проценты за пользование деньгами ломбарда, не существует. Ломбард может вовсе отказаться принимать ваше имущество.

Граждане, которые сдают в ломбард свое имущество, по идее, должны быть спокойны за его сохранность. В соответствии со ст. 919 Гражданского кодекса ломбард обязан в полном объеме застраховать полученные залоги, а если имущество клиента украдут или оно будет повреждено, ломбарду придется возместить его оценочную стоимость. Автомобили ставят на охраняемые автостоянки. Соответствуют ли условия хранения требованиям законодательства, проверяют Инспекция пробирного надзора, санитарно-эпидемиологическая и противопожарная службы.

С 2002 года лицензирование деятельности ломбардов отменили. Однако каждый ломбард обязан пройти процедуру регистрации, а кроме того, все без исключения ломбарды периодически проверяет Федеральная служба по финансовому мониторингу. Если ломбард одолжил кому-либо сумму, превышающую 600 тыс. руб., он обязан уведомить об этом инспекторов.

«Мерседес» за 5 тысяч

Сумма, в которую ломбард оценил автомобиль, и сумма, которую ломбард согласится за него одолжить, никогда не совпадают. Размер кредита зависит от того, насколько быстро будет меняться рыночная цена заложенной вещи. Поэтому за обручальное колечко в некоторых случаях удастся получить до 80% от суммы его оценки, а за автомобиль, который наверняка подешевеет при появлении новой модели, редко дают больше половины. Но иногда за автомобиль можно получить до 80% его реальной цены. Для этого он должен быть в идеальном состоянии и принадлежать к числу востребованных моделей. Максимальный кредит легче получить под залог машины, которую можно быстро реализовать на вторичном рынке, если кредит не возвращен. Как правило, к таким относятся иномарки средней ценовой категории – не дороже 15 тыс. долларов. Отечественные автомобили составляют не более 20% от заложенных в ломбарды. При этом стоит отметить, что далеко не все клиенты автоломбардов стремятся получить максимальный кредит. Многие, особенно постоянные клиенты, берут деньги на неотложные нужды и вполне могут заложить новый «Мерседес» за 5 тыс. долларов.

...Стоянка автоломбарда на Дмитровском шоссе – как автомобильный Вавилон. Чего тут только нет. Представлены, наверное, все известные автопроизводители, но больше всего немецких и японских машин. «Мы охотно принимаем такие машины, – говорит сопровождающий нас сотрудник ломбарда Кирилл. – Эти автомобили востребованы на рынке, и в случае чего их можно быстро и выгодно продать, особенно если машина с автоматической коробкой передач». Попадаются и достаточно дорогие модели: внедорожники «Лексус», «Мерседес», «БМВ». Есть пара «Ягуаров», один из которых спортивный, и огромный американский микроавтобус с телевизорами и туалетом. Есть даже водный мотоцикл. Закладывают и обычные мотоциклы, и даже катера, но такую технику чаще привозят зимой, а летом предпочитают закладывать снегоходы. «А вот у нас тут настоящий раритет стоит», – продолжает Кирилл, показывая неприметный с виду черный «Мерседес» во втором ряду. Вроде бы обычный 190-й, ничего особенного, кроме чрезвычайно малого дорожного просвета, огромного антикрыла в задней части багажника и маленькой таблички с надписью «Evolution» на переднем крыле. «Это, можно сказать, коллекционный образец, – поясняет наш проводник. – Таких в России очень мало. Говорят, их продавали ограниченной партией только в Германии».

Через «БМВ» от «Мерседеса» стоит самая обычная «Нива», единственная на стоянке. «Эта «Нива» тут стоит потому, что она «золотая», – смеется Кирилл. – Владелец взял максимальный кредит, а машину не выкупил, и когда мы стали снимать ее с учета для реализации, выяснилось, что на автомобиль наложили арест по обязательствам на 2 тысячи долларов. Чтобы не судиться до бесконечности с ее владельцем, решили выкупить его долг. Так что теперь она стоит как новая, но продать за такие деньги ее не получится».

Прочие представители российского автопрома собраны на соседней автостоянке. Здесь ничего необычного увидеть не удалось. Стройные ряды «ВАЗов» и «ГАЗов» изредка дополняют представители менее популярных марок.

Очень дорогие и редкие машины в залог принимать не любят: желающих купить у автоломбарда последнюю модель «Бентли» или «Феррари» не так уж и много. «Круг покупателей таких машин достаточно узок, и они редко заходят в ломбард, чтобы приобрести что-то по дешевке, – говорит Алексей Швыдкий. – Поэтому, прежде чем брать в залог, к примеру, «Порше» стоимостью 100 тысяч долларов, мы внимательно анализируем, как скоро и за сколько удастся его реализовать, если авто не выкупит владелец». Впрочем, сотрудники автоломбардов уверяют, что дорогие автомобили у них появляются крайне редко. По их мнению, владельцы таких авто хорошо планируют свой бюджет или имеют иные источники срочного кредитования.

«Порше» по цене «Волги»

За заем ломбарда, так же как за банковский кредит, надо платить. В среднем около 4% в месяц. Минимальные проценты и максимальную сумму займа получают, как правило, постоянные клиенты, которые обязательно выкупают свое имущество. Именно проценты с кредитов приносят автоломбардам основную прибыль. Оформить автомобиль на торги значительно сложнее, чем золотые изделия или бытовую технику. Машины надо снимать с учета, а это лишние хлопоты. Поэтому владельцы ломбардов стараются, чтобы до продажи доходило как можно меньше машин. Если клиент не смог вовремя вернуть ломбарду заем, это еще не означает потери автомобиля. Согласно Гражданскому кодексу, ломбард обязан дать клиенту так называемый льготный месяц, в течение которого ломбард не имеет права продавать невыкупленную вещь. Правда, за просрочку платежа администрация ломбардов обычно наказывает клиента дополнительными процентами. Если хозяин залога не объявился и в течение льготного месяца, ломбард выставляет заложенную вещь на аукцион.

Участвовать в торгах может любой. По правилам торгов, в течение недели посетители смотрят выставленные на продажу автомобили и опускают в ящик заявки, где указывают свою фамилию и цену, которую согласны заплатить. В определенный день ящик вскрывается, и участник, предложивший самую большую сумму, становится новым владельцем авто. Если сумма, за которую продан залог, не покрыла выданный ее бывшему хозяину кредит, ломбард все равно обязан отдать ее победителю торгов, и к бывшему клиенту никаких претензий со стороны ломбарда быть не может. Таким образом, вполне возможна ситуация, когда за дорогой «Порше» могут предложить цену «Волги». Поэтому автоломбарды предпочитают лишний раз не рисковать и продавать автомобили традиционным способом, давая объявления в специализированные издания.

Из истории ломбардов

Ломбард – кредитное учреждение, предоставляющее ссуды под залог легко реализуемого движимого имущества. Первые такие заведения появились в XV веке во Франции. Открывали их ростовщики – выходцы из Ломбардии (Италия), отсюда и название заведений. В России ломбарды появились в начале XVIII века. В 1729 году Монетная контора начала выдавать ссуды под заклад золотых и серебряных вещей. А в 1772 году были открыты Санкт-Петербургская и Московская ссудные казны. Эти учреждения являлись казенными ломбардами. Частные ломбарды появились в России в конце XIX века, а наибольшее распространение они получили в начале XX. После революции 1917 года весь банковский сектор был национализирован, и вновь частные ломбарды появились в России только в начале 90-х годов прошлого века.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Сирии в результате теракта погибли пять турецких военнослужащих

В Сирии в результате теракта погибли пять турецких военнослужащих

0
208
Из-за всеобщей забастовки во Франции временно закрыта для посещения Эйфелева башня

Из-за всеобщей забастовки во Франции временно закрыта для посещения Эйфелева башня

  

0
205
 Токаев и Меркель обсудили в Берлине экономическое партнерство

Токаев и Меркель обсудили в Берлине экономическое партнерство

0
324
Главы МИД Армении и Азербайджана обсудили меры по подготовке народов к миру

Главы МИД Армении и Азербайджана обсудили меры по подготовке народов к миру

0
216

Другие новости

Загрузка...
24smi.org