0
3684
Газета КАРТ-БЛАНШ Печатная версия

22.12.2017 00:01:00

Дагестанскому суфизму связывают руки "умеренностью"

Глава республики разошелся во мнениях с местными религиозными деятелями по поводу их роли в борьбе с джихадистами

Артур Приймак

Об авторе: Артур Александрович Приймак – обозреватель «НГ-религии».

Тэги: дагестан, мусульманское духовенство, умеренный ислам, идеология, лесные


дагестан, мусульманское духовенство, умеренный ислам, идеология, лесные Фото пресс-службы Союза муфтиев России

Врио главы Дагестана Владимир Васильев согласился назвать одну из улиц Махачкалы именем шейха Саида Чиркейского – лидера двух суфийских тарикатов и выдающегося мусульманского просветителя, убитого в 2011 году террористкой-смертницей. Интересно, что насчет дагестанских «лесных» бандформирований Васильев недавно общался в Москве с главой Совета муфтиев России (СМР) Равилем Гайнутдином и представителем СМР Абдул-Вахидом Ниязовым. Гайнутдин сказал Васильеву: «Против идеологии только с оружием в руках бороться невозможно. Мы, мусульманское духовенство, анализируя и прошлое, и нынешнее состояние нашего религиозного сообщества, пришли к выводу, что необходимо начать выстраивать в Республике Дагестан идеологию умеренного ислама». Для этого, по словам Гайнутдина, «в ближайшее время в Дагестане «будут организованы курсы повышения квалификации для имамов, образовательные программы для простых мусульман и научно-практические исламские конференции, причем с участием приглашенных богословов из арабских стран и Юго-Восточной Азии». Иными словами, лидер СМР раскритиковал уровень богословского образования суфийских имамов Дагестана и то, как эти имамы в своих проповедях воюют против джихадистской идеологии.

Судя по тому, что символом этой встречи стало парадное фото врио главы Дагестана с функционерами СМР, Васильев согласился с Гайнутдином: использовать в гибридной войне против джихадизма традиционный для Дагестана суфизм бесперспективно. Местные имамы и устазы, привыкшие быть в родной республике непререкаемыми авторитетами, в рамках строительства в Дагестане умеренного ислама будут вынуждены принять верховенство зарубежных авторитетов и их координаторов-россиян. В оппозиции «умеренный ислам – суфизм» последний оказался исламом «неумеренным». То есть требующим корректировки, границы и глубина которой в формате «Васильев–Гайнутдин» обозначены не были. Глава СМР только сказал, что проповедники запроектированного в Дагестане «умеренного ислама» должны просвещать верующих в мечетях, выступать перед студентами, по радио, телевидению, и «чтобы звучали разъяснения ислама наших зарубежных коллег и партнеров». Из всего этого можно предположить, что пока ничего из сказанного дагестанские суфии не делают, и потому мирный ислам в республике проигрывает джихадизму.

С активностью «лесных» в уходящем году все действительно было «не слава Богу». Только в конце минувшей и в начале этой в разных районах происходили боестолкновения Росгвардии с боевиками. Был уничтожен бандглаварь, родной брат террористки-смертницы Марьям Шариповой, исполнительницы теракта марта 2010 года в московском метро. Но нет никаких оснований связывать уход обычных дагестанцев в салафиты и относительно мирных салафитов в «лесные» бандиты с тем, что суфийские имамы со своим «неумеренным» исламом Дагестану якобы мешают жить. 

Конечно, в регионе, где джихадистский террор норма жизни, народ не склонен идеализировать салафитскую теорию и практику. Но cуфии никогда не позволяли себе насчет «чистых мусульман» фраз вроде той, что обронил как-то в сердцах Рамазан Абдулатипов: «Бросайте ваххабитов в реку!» Последователи тарикатов (суфийских школ) ведут с салафитами мирные диспуты, а населению объясняют богословские заблуждения салафитов проповедями, публицистикой и богословской литературой.

Почему же Васильев склонился к доводам Гайнутдина, что бытующий сотни лет в Дагестане суфийский ислам надо «подпирать» неким умеренным исламом? Есть мнение, что глава-«варяг» воспринимает дагестанский суфизм так же, как и кавказский менталитет, – сквозь призму профессионального недоверия. Генерал МВД Васильев – живой свидетель теракта на Дубровке. С 1999 по 2001 год будущий врио главы Дагестана Васильев работал в Совете безопасности РФ – «министерстве по делам Чечни», как тогда говорили. В послужном списке Васильева – пост зама у тогдашнего главы МВД РФ Анатолия Куликова. Куликов, как говорят близко знающие люди, привык кавказцев уважать, но никогда не доверять им полностью. Это чувство укрепилось у Куликова, когда он командовал объединенной группировкой в Чечне. Куликов, по свидетельствам подчиненных, признает за исламом миротворческую функцию, но татарский ислам выделяет больше, чем кавказский. Экс-глава МВД очень уважительно отзывается о Равиле Гайнутдине. В свою очередь, функционеры СМР с 90-х годов куда более вхожи в высокие московские кабинеты, чем мусульманские лидеры с Кавказа, и обладают там куда большими лоббистскими возможностями.

У Совета муфтиев в дагестанском социуме есть своя давняя агентура, в частности, среди интеллектуалов. Через «агентов влияния»  СМР в конце августа с.г. добился рецензирования опубликованного нынешним летом перевода Корана на лезгинский язык, чем обеспечил себе «господствующие высоты» в среде лезгин-мусульман. Авторам и издателям перевода направил тогда свое приветственное письмо сопредседатель СМР Нафигулла Аширов. Когда в июле 2015 года Аширов был в Махачкале и встречался с местными салафитами, ему потом организовали интервью в центральной республиканской газете «Новое дело». Аширов запомнился активной защитой прав дагестанских салафитов и позже – когда власти Дагестана пытались сменить руководство в самой известной салафитской мечети Дагестана «Ан-Надирия», «поставщика» рекрутов в «лесное» подполье и на «джихад» в Сирию. Интересно, что в минувшем ноябре салафиты из махачкалинской мечети на улице Венгерских Бойцов попросили врио главы Дагестана Васильева о защите от «противоправных действий правоохранителей». Между этим обращением и желанием Васильева строить в Дагестане умеренный ислам вполне может быть прямая связь.

А вероятное недоверие врио главы Дагестана к суфийскому Духовному управлению мусульман (ДУМ) Дагестана скорее всего усугублено еще и всплывшей в конце ноября в СМИ информацией, что глава ДУМ Ахмад Абдуллаев, заммуфтия Магомедрасул Саадуев и другие суфийские лидеры ранее были членами Всемирного совета мусульманских ученых (ВСМУ). Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты, текущие партнеры России и спонсоры ряда кавказских проектов, признали ВСМУ террористической организацией. Президент ВСМУ Юсуф Кардауи – идеолог запрещенных в РФ «Братьев-мусульман». О прошлых деяниях «Братьев» на Кавказе генерал МВД Васильев, похоже, осведомлен хорошо.



статьи по теме


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Баг совести

Баг совести

Сергей Арутюнов

О детях сумерек и возможности инициации в рукотворном аду

0
221
Почему Россия делает ставку на Башара Асада

Почему Россия делает ставку на Башара Асада

Кирилл Семенов

Антон Мардасов

Дамаск меняет баасистскую идеологию на культ "светского ислама"

0
1828
Философия прицела и парадокс выстрела

Философия прицела и парадокс выстрела

Игорь Шумейко

Как Александр Зиновьев противопоставлял идеологии свой "эликсир искренности"

0
1866
Ленин с двумя кепками

Ленин с двумя кепками

Игорь Яркевич

История советского чудака

0
2256

Другие новости

Загрузка...
24smi.org