0
3848
Газета КАРТ-БЛАНШ Печатная версия

22.12.2017 00:01:00

Дагестанскому суфизму связывают руки "умеренностью"

Глава республики разошелся во мнениях с местными религиозными деятелями по поводу их роли в борьбе с джихадистами

Артур Приймак

Об авторе: Артур Александрович Приймак – обозреватель «НГ-религии».

Тэги: дагестан, мусульманское духовенство, умеренный ислам, идеология, лесные


дагестан, мусульманское духовенство, умеренный ислам, идеология, лесные Фото пресс-службы Союза муфтиев России

Врио главы Дагестана Владимир Васильев согласился назвать одну из улиц Махачкалы именем шейха Саида Чиркейского – лидера двух суфийских тарикатов и выдающегося мусульманского просветителя, убитого в 2011 году террористкой-смертницей. Интересно, что насчет дагестанских «лесных» бандформирований Васильев недавно общался в Москве с главой Совета муфтиев России (СМР) Равилем Гайнутдином и представителем СМР Абдул-Вахидом Ниязовым. Гайнутдин сказал Васильеву: «Против идеологии только с оружием в руках бороться невозможно. Мы, мусульманское духовенство, анализируя и прошлое, и нынешнее состояние нашего религиозного сообщества, пришли к выводу, что необходимо начать выстраивать в Республике Дагестан идеологию умеренного ислама». Для этого, по словам Гайнутдина, «в ближайшее время в Дагестане «будут организованы курсы повышения квалификации для имамов, образовательные программы для простых мусульман и научно-практические исламские конференции, причем с участием приглашенных богословов из арабских стран и Юго-Восточной Азии». Иными словами, лидер СМР раскритиковал уровень богословского образования суфийских имамов Дагестана и то, как эти имамы в своих проповедях воюют против джихадистской идеологии.

Судя по тому, что символом этой встречи стало парадное фото врио главы Дагестана с функционерами СМР, Васильев согласился с Гайнутдином: использовать в гибридной войне против джихадизма традиционный для Дагестана суфизм бесперспективно. Местные имамы и устазы, привыкшие быть в родной республике непререкаемыми авторитетами, в рамках строительства в Дагестане умеренного ислама будут вынуждены принять верховенство зарубежных авторитетов и их координаторов-россиян. В оппозиции «умеренный ислам – суфизм» последний оказался исламом «неумеренным». То есть требующим корректировки, границы и глубина которой в формате «Васильев–Гайнутдин» обозначены не были. Глава СМР только сказал, что проповедники запроектированного в Дагестане «умеренного ислама» должны просвещать верующих в мечетях, выступать перед студентами, по радио, телевидению, и «чтобы звучали разъяснения ислама наших зарубежных коллег и партнеров». Из всего этого можно предположить, что пока ничего из сказанного дагестанские суфии не делают, и потому мирный ислам в республике проигрывает джихадизму.

С активностью «лесных» в уходящем году все действительно было «не слава Богу». Только в конце минувшей и в начале этой в разных районах происходили боестолкновения Росгвардии с боевиками. Был уничтожен бандглаварь, родной брат террористки-смертницы Марьям Шариповой, исполнительницы теракта марта 2010 года в московском метро. Но нет никаких оснований связывать уход обычных дагестанцев в салафиты и относительно мирных салафитов в «лесные» бандиты с тем, что суфийские имамы со своим «неумеренным» исламом Дагестану якобы мешают жить. 

Конечно, в регионе, где джихадистский террор норма жизни, народ не склонен идеализировать салафитскую теорию и практику. Но cуфии никогда не позволяли себе насчет «чистых мусульман» фраз вроде той, что обронил как-то в сердцах Рамазан Абдулатипов: «Бросайте ваххабитов в реку!» Последователи тарикатов (суфийских школ) ведут с салафитами мирные диспуты, а населению объясняют богословские заблуждения салафитов проповедями, публицистикой и богословской литературой.

Почему же Васильев склонился к доводам Гайнутдина, что бытующий сотни лет в Дагестане суфийский ислам надо «подпирать» неким умеренным исламом? Есть мнение, что глава-«варяг» воспринимает дагестанский суфизм так же, как и кавказский менталитет, – сквозь призму профессионального недоверия. Генерал МВД Васильев – живой свидетель теракта на Дубровке. С 1999 по 2001 год будущий врио главы Дагестана Васильев работал в Совете безопасности РФ – «министерстве по делам Чечни», как тогда говорили. В послужном списке Васильева – пост зама у тогдашнего главы МВД РФ Анатолия Куликова. Куликов, как говорят близко знающие люди, привык кавказцев уважать, но никогда не доверять им полностью. Это чувство укрепилось у Куликова, когда он командовал объединенной группировкой в Чечне. Куликов, по свидетельствам подчиненных, признает за исламом миротворческую функцию, но татарский ислам выделяет больше, чем кавказский. Экс-глава МВД очень уважительно отзывается о Равиле Гайнутдине. В свою очередь, функционеры СМР с 90-х годов куда более вхожи в высокие московские кабинеты, чем мусульманские лидеры с Кавказа, и обладают там куда большими лоббистскими возможностями.

У Совета муфтиев в дагестанском социуме есть своя давняя агентура, в частности, среди интеллектуалов. Через «агентов влияния»  СМР в конце августа с.г. добился рецензирования опубликованного нынешним летом перевода Корана на лезгинский язык, чем обеспечил себе «господствующие высоты» в среде лезгин-мусульман. Авторам и издателям перевода направил тогда свое приветственное письмо сопредседатель СМР Нафигулла Аширов. Когда в июле 2015 года Аширов был в Махачкале и встречался с местными салафитами, ему потом организовали интервью в центральной республиканской газете «Новое дело». Аширов запомнился активной защитой прав дагестанских салафитов и позже – когда власти Дагестана пытались сменить руководство в самой известной салафитской мечети Дагестана «Ан-Надирия», «поставщика» рекрутов в «лесное» подполье и на «джихад» в Сирию. Интересно, что в минувшем ноябре салафиты из махачкалинской мечети на улице Венгерских Бойцов попросили врио главы Дагестана Васильева о защите от «противоправных действий правоохранителей». Между этим обращением и желанием Васильева строить в Дагестане умеренный ислам вполне может быть прямая связь.

А вероятное недоверие врио главы Дагестана к суфийскому Духовному управлению мусульман (ДУМ) Дагестана скорее всего усугублено еще и всплывшей в конце ноября в СМИ информацией, что глава ДУМ Ахмад Абдуллаев, заммуфтия Магомедрасул Саадуев и другие суфийские лидеры ранее были членами Всемирного совета мусульманских ученых (ВСМУ). Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты, текущие партнеры России и спонсоры ряда кавказских проектов, признали ВСМУ террористической организацией. Президент ВСМУ Юсуф Кардауи – идеолог запрещенных в РФ «Братьев-мусульман». О прошлых деяниях «Братьев» на Кавказе генерал МВД Васильев, похоже, осведомлен хорошо.



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Как построить "долгое государство"

Как построить "долгое государство"

Олег Носкович

Россия остро нуждается в новой идеологии

1
1974
«Сегодня спектакль,  а завтра гей-парад»

«Сегодня спектакль, а завтра гей-парад»

Галина Бабич

Почему в Дагестане возмущены поцелуями на сцене

0
4564
Как общество ищет врагов на ниве искусства

Как общество ищет врагов на ниве искусства

Скандалы вокруг театральных постановок снова в тренде

0
2292
Кандидаты в президенты поделили Украину

Кандидаты в президенты поделили Украину

Сергей Жильцов

Политическая элита не ставит задачу решения межрегиональных противоречий

0
9338

Другие новости

Загрузка...
24smi.org