0
4062
Газета КАРТ-БЛАНШ Печатная версия

15.02.2018 00:01:00

Ан-148 повторил путь "боингов", "эрбасов" и "невидимки" В-2А

Владимир Щербаков
Ответственный редактор «Независимого военного обозрения»

Об авторе: Владимир Леонидович Щербаков – ответственный редактор «Независимого военного обозрения».

Тэги: трубка пито, изобретение, пвд, мак, авиакатастрофы, ан148


трубка пито, изобретение, пвд, мак, авиакатастрофы, ан148 Фото агентства городских новостей "Москва"

Когда в 1732 году французскому инженеру-гидротехнику Анри Пито стало необходимо провести измерения скорости потока Сены, он и не знал, что результаты его действий будут иметь далеко – в полном смысле этого слова – идущие последствия. Дело в том, что в результате своих опытов он изобрел и в ноябре 1732 года подробно описал в издании Французской академии наук прибор для измерения скорости жидкости – трубку Пито. Именно это гениальное по своей простоте изобретение, легшее в основу конструкции приемника воздушного давления (ПВД), и стало, как объявил 13 февраля с.г. Межгосударственный авиационный комитет (МАК), причиной возникновения аварийной ситуации, приведшей к катастрофе Ан-148-100В «Саратовских авиалиний».

Впрочем, справедливости ради отметим, что современные ПВД, входящие в состав системы воздушных сигналов самолетов, это все же не классическая трубка Пито. Последняя в 1858 году была усовершенствована другим французом – инженером-гидравликом Анри Дарси, а в ХХ веке уже немецкий механик и физик Людвиг Прандтль на основе их работ создал более совершенный прибор – трубку Прандтля, замеряющую и полное (как трубка Пито), и статическое давление потока, давая возможность определять как скорость, так и высоту полета самолета.

ПВД, как и любой другой прибор, не лишен недостатков: из-за небольших отверстий, используемых для замера давления, он весьма подвержен засорению и обледенению. Тогда он показывает неверные данные по скорости и (или) высоте. А высота и в еще большей степени скорость – это, пожалуй, главное для самолета. Нет скорости – нет возможности удержать высоту и совершать управляемый полет. Первичный итог – аварийная ситуация, в худшем случае – катастрофа. Не зная точных данных о скорости и высоте, нормально управлять самолетом нельзя.

Вот почему ПВД среди прочего оснащаются специальной системой обогрева, которую включают перед взлетом строго в соответствии с установленным регламентом. Каждый из приемников полного давления ППД-1М, которые, как указано в Руководстве по летной эксплуатации Ан-148-100, установлены на этих машинах, имеет индивидуальный встроенный электронагревательный элемент, а переключатели системы обогрева – кнопки-табло – расположены на верхнем электрощитке пилотов. Не включить обогрев ПВД – это все равно как если бы акробат приступил к выполнению трюка под куполом цирка без страховки: может, конечно, и пронесет, а может – нет.

Но именно так, как утверждает МАК на основе анализа данных параметрического самописца, и было в случае с рухнувшим лайнером: «Предварительный анализ… показал, что в ходе всего полета, закончившегося авиационным происшествием, обогрев всех трех приемников полного давления (ППД) находился в выключенном состоянии. Во всех остальных полетах, имеющихся на самописце (еще 15 полетов), обогрев ППД включался перед взлетом на исполнительном старте».

Как результат – расхождение показателей модуля воздушных параметров левого летчика (МВП1 с ППД1) и модуля МВП3 с резервным ППД (показания модуля правого летчика «черный ящик» не фиксирует). Существенных же расхождений по высоте у них не было. Через 25 секунд расхождение достигло примерно 30 км/ч и продолжало расти. Экипаж отключил автопилот, и дальнейший полет проходил в ручном режиме. Что тогда происходило на борту, то есть какие действия предпринимали летчики,  еще предстоит определить специалистам. Зачастую на выяснение полной картины происшедшего уходят месяцы, а иногда и годы. Пока ясно одно: самолет перешел в интенсивное снижение с углами тангажа на пикировании 30–35 градусов и врезался в землю на скорости, если верить МВП3, около 800 км/ч (показания МВП1 – 0 км/ч). На все про все ушло около 3,5 минуты…

На первый взгляд может показаться, что ситуация с Ан-148  экстраординарная. Нет, по этой причине произошло уже множество аварий и катастроф. Например, катастрофа А330-203 компании Air France, выполнявшего 1 июня 2009 года рейс AF447 по маршруту Рио-де-Жанейро–Париж. Самолет упал в воды Атлантики через 3 часа 45 минут после взлета, погибло 228 человек. В ходе расследования установлено, что по причине, вероятнее всего, закупоривания ПВД кристаллами льда произошла рассинхронизация в показаниях скорости, после чего автопилот отключился, а принявшие лайнер на ручное управление пилоты из-за неготовности к такой ситуации и несогласованности действий допустили сваливание самолета и его гибель.

Менее известна происшедшая 6 февраля 1996 года авиакатастрофа Boeing 757-225 турецкой Birgenair, который через 5 минут после вылета из доминиканского аэропорта Пуэрто-Плата тоже упал в Атлантику. Погибло 189 человек. Здесь все опять-таки началось с рассогласования в показаниях скорости у командира судна и второго пилота: соответственно 650 км/ч и 370 км/ч (на самом деле – 410 км/ч). По причине большой разницы в показаниях скорости автопилот также отключился, пилоты перешли на ручное управление, в ходе которого допустили сваливание, дополнившееся отказом левого двигателя и гидросистемы. Уже после изучения обломков лайнера выяснилось, что вероятной причиной выхода из строя ПВД стало гнездо песочной осы, которое она в нем построила за те дни, что самолет стоял фактически без присмотра в аэропорту Пуэрто-Плата…

Впрочем, если вы думаете, что такая напасть, как выход из строя ПВД, портит жизнь только гражданской авиации, то глубоко заблуждаетесь. Почти 10 лет назад, 23 февраля 2008 года, во время вылета с авиабазы Андерсен на острове Гуам потерпел аварию «стратег» В-2А Spirit. Самолет, носивший имя Spirit of Kansas («Дух Канзаса») и налетавший до того 5176 часов, вскоре после отрыва от взлетно-посадочной полосы начал крениться влево, и, когда левая консоль крыла уткнулась в землю, оба летчика катапультировались. Бомбовоз же за 2 млрд долл. упал и сгорел, а ВВС США записали в свой актив сомнительный рекорд «самой дорогостоящей аварии» в своей истории.

Причина и здесь оказалась все та же: во время сильных дождей в ПВД образовался конденсат, что привело к неправильной калибровке датчиков перед вылетом, а в процессе разбега – к неверным показаниям по скорости и высоте, приведшим, в свою очередь, к «неадекватной реакции» системы автоматического управления самолета. Правда, в этом случае обошлось без человеческих жертв: боевые машины все же оснащены катапультными креслами (правда, не все), позволяющими выбросить летчика из кабины самолета даже при нулевой скорости и нулевой высоте над землей. К сожалению, гражданские лайнеры с катапультными креслами можно увидеть разве что в «Приключениях капитана Врунгеля» да в произведениях фантастов.

Что же касается трубки Пито и ее «потомков», то в катастрофе, конечно, виноваты не они…



статьи по теме


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Шпионский фантом

Шпионский фантом

Сергей Печуров

Самоуверенность американцев не позволяет им эффективно бороться с зарубежными разведками

0
3672
Петренко: следствие проверит данные МАК о связи крушения Ан-148 с расхождением показаний приборов скорости судна

Петренко: следствие проверит данные МАК о связи крушения Ан-148 с расхождением показаний приборов скорости судна


0
1203
Грудинин и Сурайкин поборются за Красную армию

Грудинин и Сурайкин поборются за Красную армию

Дарья Гармоненко

КПРФ и "Коммунисты России" 23 февраля будут митинговать по всей стране одновременно

1
1313
Как работает энергетика страха

Как работает энергетика страха

Олег Никифоров

Безотчетная тревога знакома каждому, но не все умеют ее подавлять

0
1800

Другие новости

Загрузка...
24smi.org