1
2450
Газета КАРТ-БЛАНШ Печатная версия

30.05.2018 00:01:00

Как темы спорта и войны превращают фильмы в инструмент пропаганды

Киноподелки в угоду государству могут оказаться весьма опасными

Наталия Григорьева

Об авторе: Наталия Ивановна Григорьева – кинообозреватель «НГ».

Тэги: минкультуры, фонд кино, питчинг, кинематограф, тренды, пропаганда


минкультуры, фонд кино, питчинг, кинематограф, тренды, пропаганда Фото сайта pixabay.com

Ежегодные питчинги в Министерстве культуры и Фонде кино определяют тренды в отечественном кинематографе на ближайшие годы. Только что в Минкульте «защищались» создатели авторских и экспериментальных фильмов – оказалось, впрочем, весьма ожидаемо, что спорт и кино все еще в моде. Не все еще виды состязаний стали фоном для драматического становления героя, не все еще бои Великой Отечественной превратились в масштабные эпические кинополотна – тем более в 2020 году, как раз к выходу большинства заявленных военных драм страна будет праздновать 75-летие Победы. Но эти все никак не устаревающие темы, плодящие десятки однообразных, по одному лекалу снятых картин – речь прежде всего о военных, – меркнут перед новыми, порожденными современными тенденциями, настроениями в обществе и направлениями в политике.

Например, «Гвардеец» малоизвестной кинокомпании «Три-А» – история о либерально настроенном подростке, постоянном участнике оппозиционных митингов, который отправляется служить в армию и выходит оттуда убежденным бойцом Росгвардии. Показанный ролик, который собрали из нескольких уже отснятых сцен, качеством не подходил даже для телевидения, не говоря уж о кино. В нем родители убиваются, что сын не думает о будущем, сын вступает с ними в стандартные «диванные споры» о политике и о том, что нельзя ничего изменить, если ничего не делать. Мелькают кадры с подростком, дерущимся со сверстниками, и кадры хроники, в которых бравые гвардейцы разгоняют митингующих (уж не 5 ли мая?). Следом – герой уже в форме, с просветленным лицом, явно обретший наконец, на радость родителям, смысл жизни и цель. Еще немного кадров хроники…

Авторы говорят, что их проект «о мужестве и становлении молодого поколения», о верных ценностях, о воспитании. Налицо совершенно новый уровень пропаганды, вдохновленный выпусками новостей на федеральных каналах и существующий во враждебной реальности. И, судя по обилию кадров с уличными столкновениями, эта пропаганда прославляет насилие.

Проект, что бы ни говорили авторы о своей высокой воспитательной миссии, создан не для молодежи, которую отпугнет низкопробная картинка и столь же плохо прописанные диалоги. На это одна надежда: подобные киноподелки в угоду государству, с единственной целью заработать, могут оказаться весьма опасными.

В схожем ключе – правда, с выходом на внешнюю политику – о подростках и их моральном становлении подумала и компания «Кинофест», которая презентовала проект «Где нас нет (Я русский)». Название в скобках, безусловно, более звучное – не исключено, что в итоге останется только оно. Авторы также подготовили небольшой ролик. В нем 17-летний Максим (Сергей Романович), переехавший в Америку с родителями, затевает драку на баскетбольной площадке – с дерзкими местными ровесниками (как пояснили потом – пуэрториканцами). Борьба за территорию перерастает в вооруженный конфликт – на помощь Максиму ценой собственных жизней готовы прийти такие же дети эмигрантов из России. Тут-то он и перестает хотеть быть американцем, гордо заявляя: «Я русский».

Авторы настаивают на том, что не хотят показывать «плохую Америку» и «хорошую Россию», что снимают не политическое кино, а всего лишь фильм о чужбине и о родине. Как доказательство, прямыми врагами на экране становятся бандиты-пуэрториканцы, а не американцы. При этом в синопсисе весьма радикально пишут: «Максим осознает, что принять чужие ценности можно, только предав свои», – несчастные пуэрториканцы, видимо, приняли. И все бы ничего, но ведь не случайно же возникает это фоновое противопоставление Америки и России. Чужбины, где, очевидно, ценностей нет – каждый сам за себя, и родины, которая везде защитит и поможет. Не только поверхностная, но опять же опасно однобокая фактура для заявленного жанра криминальной драмы.

Впрочем, все померкло перед фильмом «Толерантность» компании «Медиа-Трест» (той самой, что выпускала недавние «Танки»). Здесь на экране абстрактная европейская страна, условный Запад, загнивающий от расцвета нетрадиционных отношений, наплыва беженцев и мигрантов, теряющий все культурные и исторические ценности. На экране появляется один из героев в исполнении писателя Захара Прилепина. Глядя в камеру и обращаясь к невидимому интервьюеру, этот «Брейвик» рассказывает, что совершил массовое убийство и получил за это 21 год тюрьмы – и это максимальный срок! Вот, дескать, до чего довела толерантность. Продолжает в том же ключе перечислять все «грехи» Европы, в духе лучших выпусков передачи Дмитрия Киселева – на экране мелькает нарезка с кадрами с гей-парадов, митингов, палаточных лагерей беженцев, которая должна, по мысли создателей, заставить зрителя ужаснуться.

Хотя гораздо страшнее представлять будущее российского кинематографа, которое станет еще и ответом Голливуду, вечно изображающему русских в нелепом, карикатурном ключе. «Мы хотим показать Европу правдиво, хотим достучаться до европейцев», – как говорится, симметричный ответ.



статьи по теме


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(1)


Мария 00:52 03.06.2018

Прекрасная статья. Теперь, после ее прочтения, особенно хочется посмотреть фильм ТОЛЕРАНТНОСТЬ. Буду ждать с нетерпение! Браво автору!



Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Нога и копыта, или О демонстрации в музее

Нога и копыта, или О демонстрации в музее

Дарья Курдюкова

С 2019 года посещаемость станет одним из критериев оценки деятельности директоров

0
712
Кирилл Серебренников обвинил Минкульт в удушении современного искусства

Кирилл Серебренников обвинил Минкульт в удушении современного искусства

Елизавета Авдошина

0
726
Почему-то история выбрала меня

Почему-то история выбрала меня

Илья Фаликов

Евгений Евтушенко умел ссорить левую руку власти с ее правой рукой, ловко играя на этом

0
2160
Минкультуры РФ с 2019 года изменит критерии оценки деятельности директоров музеев

Минкультуры РФ с 2019 года изменит критерии оценки деятельности директоров музеев

0
933

Другие новости

Загрузка...
24smi.org