0
5832

22.06.2006 00:00:00

На китайско-финской границе все спокойно

Тэги: менгес, китай нарастающая угроза


Константин Менгес. Китай: нарастающая угроза / Пер. с англ. А.Булычева; Предисл. к русск. изд. В. Цыгичко. – М.: Издательство Независимая Газета, 2006, 608 с.

Анекдот такой был. Еще при большевиках. На китайско-финской границе все спокойно. Значит, и тогда все было ясно, и нарастающая угроза уже вовсю нарастала.

Константин Менгес (1939–2004) работал в администрации президента США, в аналитическом аппарате ЦРУ и Совете национальной безопасности, в последние годы – научным сотрудником в Хадсоновском институте.

Книжку можно было бы назвать и так: «Россия: угроза никуда не делась». Хотя цель у автора, конечно, не только запугать соотечественников, но и попытаться убедить россиян. Дружите, мол, с нами против Китая. Научный редактор и автор предисловия к книге Виталий Цыгичко пишет прямо: «Фактически перед нами только два пути к будущему России. Первый путь – присоединиться к сообществу демократических стран и эффективно препятствовать гегемонистским устремлениям Китая, вовлекая его на путь демократизации и «встраивания» в мировую экономику (...) Второй путь – стать пешкой в геополитических играх Китая, в конечном счете потерять Дальний Восток и Восточную Сибирь и превратиться в китайского вассала, что будет означать конец России как самостоятельной державы». Сказано жестко, но во многом справедливо. Американец, используя исторический опыт и данные последнего времени, говорит то же самое. Более деликатно, но также твердо: «США всегда приветствовали нормальные мирные отношения между Россией и Китаем, особенно в ходе десятилетнего процесса их восстановления и разрешения пограничных споров. Однако после создания стратегического альянса между Китаем и Россией в 1996 году направленность этих отношений стала антиамериканской. Она подталкивается стремлением Китая вытеснить США из Азии. Не в национальных интересах России служить геополитическим целям Китая...»

Другое дело, что неизвестно, какой мир будет лучше – американский или китайский. Америка еще очень молодая империя, а Китай – что-то из области вечного. В конечном счете все равно скорее всего победит Китай. Рано или поздно. Но лучше, конечно, поздно, – убеждает нас американский аналитик. Да, наверное, лучше, если поздно.

Но почему бы тогда не признать, что объективно у Китая шансов на мировое господство больше, чем у других? И прежде всего дело в методах. Война ни к чему хорошему не приводит. Давление и экспансия – путь в никуда. Россия и США ослабли в холодной войне и на самом деле проиграли оба.

А как поступает Китай? Тихо и мирно. Приходят работящие и непьющие мужики. Смотрят на них наши бабы и думают: зачем мне пьющий тунеядец в мужья? Лучше возьму непьющего и работящего. Китайца.

Вот и весь захват чужой территории. Вот и вся экспансия. Никакого ядерного вооружения не надо, а спасенье одно: берегите себя, граждане.

Как там у Высоцкого? Но вскорости мы на Луну полетим. И что нам с Америкой драться? Мы левую – нам, правую – им, а остальное – китайцам. Неполиткорректно, зато верно.

Вот только живем мы не на Луне. И учитывать надо не только интересы США, но и Китая тоже. Пусть оптимисты учат английский, а мы на всякий случай выучим еще и китайский.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
793
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1469
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1310
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2467

Другие новости