0
1437
Газета Проза, периодика Интернет-версия

17.06.2004 00:00:00

Символист-самоучка

Тэги: Скалдин, стихи, проза


Алексей Скалдин. Стихи. Проза. Статьи. Материалы к биографии / Сост., подгот. текста, вступ. статья, коммент. Т.Царьковой. - СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2004, 528 с.

Трудно сказать, что интереснее в данной книге - собственно художественные произведения или "материалы к биографии". Дело тут не в первых. Хотя, конечно, Алексей Скалдин (1889-1943) - поэт не первого и даже, вероятно, не второго ряда. Но - ученик Вяч. Иванова, последний символист и отчасти первый обэриут. Нет, дело не в стихах и прозе, дело в биографии.

Материалы об аресте 1922 года, материалы об аресте 1933 года, материалы об аресте 1941 года. Где-то между - фрагменты дневников 1934-1941 гг. "Я шел по этой улице и думал: как жалко, Владимир Ильич, что ты умер. Утешаться за тебя можно только тем, что в массе о тебе и сейчас живет представление как об идеале ума, дальновидности и справедливости. Ты мифоморфен, Владимир Ильич".

Скалдин не был большевиком, не был даже революционером и демократом. Он в статьях, написанных до 17-го года, был сторонником самодержавия, православия и народности. Реакционер. Махровый. Розанова критиковал. Критиковал как реакционер: "Благодушие и бесскорбность. Розанов сует их всюду, как лекарство от всех болезней. Но пусть бы он спросил Ивана Карамазова о праве быть благодушным. Тот много передумал о благодушии. Розанов трус по природе. И потому столь дорожит благодушием".

В статье "Идея нации" (1910) он и вовсе уверен, что пути народа и интеллигенции разошлись навсегда. Интеллигент "должен отречься от самого себя, погубить свою душу. "Чем нам быть?" - спрашивает интеллигент. Будьте святыми - и вы получите над народом духовную власть святых..." Типично русская идея: погуби свою душу - станешь святым.

Алексей Дмитриевич Скалдин не святой, разумеется. А вот кому он ближе, интеллигенции или народу - сказать трудно. "Теоретик искусства и литератор", он родился в многодетной крестьянской семье, учился только в церковно-приходской школе. Образование высшее, писал в анкетах, и пояснял: "самоучка". Служил в Петербурге и Саратове в различных промышленных предприятиях, начал с должности рассыльного и закончил должностью управляющего округом Страхового общества. При большевиках заведовал литсекцией саратовского Изотдела искусств, художественным отделом Педагогического музея, отделом культов при Историко-археологическом музее саратовского общества "Истархэт" и проч.

А стихи писал с детства. Был замечен Вячеславом Ивановым, с тех пор всегда считал его своим учителем. Печатался в журнале "Аполлон", в 1912-м вышел единственный его поэтический сборник "Стихотворения". "Дома стоят, как каменные горы, / Над маревом болотистых полян, / Осклизлые, но то не кровь из ран, / А гной, смертельный гной точат их поры. / Здесь тайна нам дана. Светильный газ, / Подобно этим трупам синегубым, / Зловонный, мерзостный течет по трубам, / Чтоб вспыхнуть радостно в последний час. / Покойникам воскресные одежды / Готовит смерть. Раскрой же шире вежды". В 1917-м, в октябре, вышел из печати роман Скалдина "Странствия и приключения Никодима Старшего". Александр Блок получил книжку с дарственной надписью автора как раз 25 октября. Знаменательная дата.

Были и другие. 28 октября 1929 года Скалдина принимают во Всероссийский союз писателей. В тот же день принимают и Хармса. Исключают их тоже одновременно - в "чистку" 1932 года. Сблизившись с обэриутами, Скалдин пишет для детей. Книжка "Музей "Чижа", иллюстрированная его братом Георгием, так и не вышла в свет (в данном сборнике публикуется вместе с иллюстрациями). В стихах Скалдин так и остался символистом (в конце жизни писал иначе, конечно, но почти все символисты кончили реализмом), проза же была экспериментальной, близкой обэриутам. "Господин Просто - он так и есть Господин Просто - у него нет отличительных признаков, кроме его положения. И вряд ли он даже был в России. Это тем более удивительно, что старушка - а она должна появиться - сидит на своей несомненно русской веранде, и ее сын, военный, служит в русской армии. Армия еще не делится по признакам цвета..." Явная, как видите, антисоветчина, скалдиновщина и обэриутовщина.

Кстати, статья в "Саратовских известиях" (12 ноября 1922 г.), посвященная его первому "делу", так и называется "Скалдиновщина". Материалов много. Большей частью тюремных, а не литературных. Чего стоит "Опись # 1 вещей, принадлежащих Скалдину..." 1941 года: "Книги и разная переписка - двадцать тюков... Кальсоны теплые - один, Портфель старый - один, Трусы - одни, Шапка-ушанка - одна... Чай - 50 грам, Стакан - один..." и так далее (орфография сохранена).

В книгу вошли почти все уцелевшие произведения Алексея Скалдина, погибшего в Карлаге в 1943 году. Точная дата и причина смерти неизвестны.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
893
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1557
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1392
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2612

Другие новости