0
1350
Газета Проза, периодика Интернет-версия

30.04.2009 00:00:00

Новый грех Сенчина?

Тэги: сенчин, город, деревня, роман


сенчин, город, деревня, роман Раньше уходили из деревни в город, а у Сенчина все время бегут из города в село.
Леонид Соломаткин. Окрестности села Измайлово. 1882. Национальный музей Грузии

Роман Сенчин. Елтышевы. – Дружба народов, № 3–4, 2009.

Лев Толстой считал, что повести Чехова «Мужики» и «В овраге» – грех перед русским народом. Александр Солженицын 80 лет спустя порицал Антона Павловича за социальную слепоту и непонимание трудовой этики русского крестьянства. Обоих можно понять – Антон Чехов представал для них городским интеллигентом, знающим мужиков лишь по дачным впечатлениям, бесстрастно рассматривающим их как этнографический объект, без искреннего сопереживания и любви. К тому же Солженицын не мог простить Чехову отсутствие широты исторического взгляда – писатель не увидел колоссального прогресса России при жизни своего поколения. Освобожденная от пут крепостничества, страна развивалась семимильными шагами, став житницей Европы, а у Чехова лишь – сплошное пьянство, мракобесие и упадок деревни.

Аргумент сильный и возразить на него нелегко. Должен ли художник быть объективным летописцем социальной действительности или же он может субъективно выбирать, что ему нравится не нравится, и оставлять это потомству в качестве картинки, принимаемой тем за подлинную реальность? Сегодня, когда уже нет в живых никого из классиков, можно сказать, что Чехов был прав как художник, отбирая из жизни то, что казалось ему значимым и важным, а берут всегда в таких случаях трагическое и резко выделяющееся. Солженицын же прав как историк – увлекаясь картинами семейной и социальной деградации, описывая разрушительную цену успеха счастливчиков, писатель теряет из виду общий контекст развития страны. Иначе, как писал Лев Толстой в дневнике от 4 апреля 1870 года: «Читаю историю Соловьева. Все, по истории этой, было безобразие в допетровской России: жестокость, грабеж, правеж, грубость, глупость, неуменье ничего сделать┘ Читаешь эту историю и невольно приходишь к заключению, что рядом безобразий совершилась история России. Но как же так ряд безобразий произвели великое, единое государство? Но кроме того, читая о том, как грабили, правили, воевали, разоряли (только об этом и речь в истории), невольно приходишь к вопросу: что грабили и разоряли? А от этого вопроса к другому: кто производил то, что разоряли?.. Кто делал парчи, сукна, платья, камки, в которых щеголяли цари и бояре? Кто ловил черных лисиц и соболей?.. блюл святыню религиозную, поэзию народную, кто сделал, что Богдан Хмельницкий предался России, а не Турции и Польше?»

Об этом споре через поколения я вспомнил, читая последний роман Романа Сенчина «Елтышевы», посвященный описанию современной сибирской деревни и угасанию в ней целого семейства. Сюжетный ход повторяется у Сенчина уже в сотый раз – городская семья бежит из города в село и сталкивается с массой непредвиденных проблем – экономических, культурных, социальных. Российская деревня – не идиллия, а сосредоточение всевозможных социальных зол и пороков. Я акцентирую внимание на слове «социальные», поскольку Сенчин – писатель социологический, внимательный наблюдатель нравов и быта переходного периода.

110 лет назад Чехов писал о проигравших в жизненной борьбе, показывая оборотную сторону сложных социальных процессов в деревне. Сегодня в том же селе кипят не менее, а то и более сложные страсти – со своими победителями и побежденными. При Чехове Россия переживала первый этап демографического перелома, когда перенаселенная деревня выталкивала в город миллионы «лишних» людей. Современникам это казалось величайшей бедой – что земля не может прокормить всех живущих на ней. За землю свирепо дрались, лишиться ее считалось величайшим несчастьем, а ушедшие в город казались обреченными на лишения.

Сегодня, напротив, город выталкивает в деревню своих жертв. За 100 лет над ней прогремели страшные грозы – она обезлюдела, потеряла жизненные силы, земля крестьянам в прежнем смысле даром не нужна. Жители теперешнего села – разного рода маргиналы, умирающие бабки, немногочисленные, сильно пьющие мужчины среднего возраста и их несчастные жены, что хорошо показывает Сенчин. Житейский тупик и последующий крах семьи Елтышевых, попытавшейся уцепиться за домик в деревне как последнюю надежду, приводит на ум строки из английского стихотворения – «мы не можем убежать в деревню», потому что она – миф, и бегство туда – это бегство от самих себя.

Фокус авторского внимания Сенчина – на проигравших, на тех, кто внизу. Но есть ли выход из тупика? Писатель нам этого не показывает. Судьба младшего сына Елтышевых, попытавшегося «подняться» и имевшего, видимо, четкий план, как это сделать, но зарезанного в самом начале, предстает как символ невозможности «прорыва».

Интересно – что скажет будущий историк российской деревни об этой картине мира? Не обвинит ли он романиста в сгущении красок, в слепоте к чему или кому-либо? Не упрекнет ли Сенчина за то, что тот увлекся чьими-то страданиями, мучениями в ущерб исторической правде? В современной российской деревне пробиваются и вполне жизнеспособные ростки нового, но кто опишет их? Впрочем, русской литературе неизвестен тип удачливого мужика или предпринимателя, разве что лысый Хорь из «Записок охотника».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
557
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
569
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
761
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
547

Другие новости