0
5355
Газета Проза, периодика Интернет-версия

02.08.2012 00:00:00

Мюллер-машина

Тэги: мюллер, сборник, россия


мюллер, сборник, россия

Хайнер Мюллер. Проза. Драмы. Эссе. Диалоги: Сборник/ Пер. с нем.; сост., автор предисловия и комментариев В.Ф.Колязин.
– М.: РОССПЭН, 2012. – 528 с.

Хайнер Мюллер, как принято говорить, второй крупнейший немецкий драматург после Брехта, в мире знаменит, числится давно в классиках, еще при жизни числился, тем более после смерти, в России и сегодня известен немногим, даже тем, кто следит за театральными новостями. Это парадоксально, потому что он и сам приезжал к нам, и пьесы его у нас ставили, однако имя их автора зрителю почти ни о чем не говорит. Получается, что Хайнер Мюллер – ученик и критик Брехта, драматург, разрушавший и сызнова компилировавший мифы разных эпох и политических течений, – сам обратился в полулегендарную фигуру.

Четыре года назад в Германии издали его собрание сочинений в 12 томах. Сборник «Проза, драмы, эссе, диалоги», вышедший тиражом в тысячу экземпляров, – первое издание произведений немецкого драматурга на русском. Внушительный том черного цвета чем-то похож и на самого Мюллера, который любил одеваться в черное. Черная футболка, черный пиджак, черные брюки, во рту, даже когда он сам знал о смертельном диагнозе, – сигара. Сигара в руке Мюллера – на фотографии, которая вынесена на обложку книги. А составлен сборник так, чтобы даже неподготовленного читателя постепенно ввести в эклектичный мир Хайнера Мюллера.


Алла Демидова открыла русской публике драматургию Хайнера Мюллера – в спектакле «Квартет».
Фото с официального сайта Аллы Демидовой

Первыми идут рассказы, в каждом – своя трагедия, Мюллер никогда не боялся задеть читателя и зрителя, отстраненность, некоторая дистанция, напоминающая Брехта (как-никак!), – не враги сильным эмоциям. Дальше – пьесы, самый большой и, пожалуй, самый важный раздел сборника. После «Переселенки, или Крестьянской жизни», напоминающей произведения Андрея Платонова, читатель все глубже погружается в мюллеровскую драматургию. За адаптациями древнегреческих мифов следует переосмысление произведений Шолохова (!), Бабеля, Александра Бека, Шекспира, Лакло... Странный случай – предисловие Владимира Колязина, человека, которому русский читатель обязан открытием Мюллера и этим томом тоже, где Владимир Колязин разъясняет некоторые темы и мотивы историй Мюллера, хотелось бы видеть не в начале, а в середине книги. Перед прочтением сборника такой поток информации о «противоречивом и парадоксальном драматурге» может даже отпугнуть: за 30 страниц вырисовывается мрачный и непостижимый автор, а непостижимость пугает. Мощь пьес, разумеется, в прокрустово ложе вступительного слова едва ли умещается – тут можно говорить уже о страхе и подавленности. Мюллер умел задевать, ранить зрителя – неожиданный талант для писателя-интеллектуала, играющего с давно отыгранными и выхолощенными мифами, притчами. Как тут не вспомнить, что Мюллер родился в 33-м, когда на его родине к власти пришел Гитлер. Как заметил один литератор, перефразируя Адорно, – после Освенцима писать можно только стихи! Пьесы Мюллера – как поэмы, а с мифами – будь то миф о Геракле, Медее или миф о Гамлете – он работает, как с метафорой.

Например, действующие лица пьесы «Германия. Смерть в Берлине» – нибелунги, Гитлер, Наполеон, Цезарь и Германия в облике женщины. Но поражает не букет персонажей – эффектнее другое: он спрессовывает несколько эпох, чтобы потом перемешать их в одном историческом котле. Или трансформирует миф: так, в «Геракле-5» древнегреческий герой срывает с неба солнце (атомная энергия), чтобы растопить сковавший реки лед. А прежде чем приняться за расчистку авгиевых конюшен, Геракл рассуждает о бремени подвигов и кто же он на самом деле («Неужто это я – тело без имени, куча навоза без лица?»). Мюллер, конечно, левак, устраивает в Древней Греции некое подобие социализма, но не восхваляет, а изучает и критикует. Обычно в пьесах он соблюдает политику невмешательства: различные идеологии сами дают повод для критики, когда становятся «героями» его пьес.


Хайнер Мюллер по-русски. Дмитрий Певцов и Алла Демидова.
Фото с официального сайта Аллы Демидовой

Однако в интервью и диалогах с театральными деятелями Хайнер Мюллер открыто высказывает свою позицию: «Немецкий рабочий класс, дисциплинированный фашизмом, продуктивно используется для строительства социализма». Другой вопрос – отношение немецкого драматурга к СССР. Почему он считал Советский Союз последним рубежом, который нужно удержать? Вряд ли из-за политических убеждений, потому что для Мюллера Россия – это в первую очередь народ, еще точнее – литература, к которой он постоянно обращается. Нередко в его произведениях соединяются черты двух культур. Например, кровосмешение России и Германии лучше всего заметно в пьесе «Маузер», написанной по мотивам «Тихого Дона» Шолохова с использованием элементов романа Бабеля «Конармия». При чтении этого произведения на ум приходят пьеса Брехта «Мероприятие» и его же стихотворение «Допрос добра». Другой пример – рассказы, события которых могли разворачиваться и в СССР. В одном из них Хайнер Мюллер вспоминает, как был арестован его отец – один из функционеров Социал-демократической партии Германии, а уже на следующий день с мальчиком перестали играть оба сына одного мелкого чиновника. Вообще в малой прозе личных переживаний намного больше, чем в пьесах – там конфликты и переживания совсем иного масштаба.

Завершающая часть книги отведена «диалогам» Мюллера с театральными деятелями как Германии, так и СССР. Два текста – неопубликованные разговоры Владимира Колязина с драматургом. Эта деталь оказывается одним из многочисленных кусочков в мозаике сложной жизни Хайнера Мюллера. Впрочем, вряд ли могла быть легкой судьба у человека, который через 10 лет после окончания Великой Отечественной войны называл нациста и коммуниста братьями («Германия. Смерть в Берлине»), опасался возрастающего прагматизма соотечественников, предрекал превращение людей в машины («личность исчезает в технологии»). Личности, героев Мюллер по-прежнему находил в истории: Шекспира, Брехта, Достоевского, Маяковского…

Последняя беседа в книге – с Франком М.Раддацем в июле 1990 года, за пять лет до смерти Хайнера Мюллера. Среди прочего он говорил: «Мнимая солидарность в «Макдоналдсе» – пародия на коммунистический коллектив. Жить в пародии, конечно, гораздо веселее». Тут вновь вмешивается ироничный «ангел истории»: за полгода до этого в России открылся первый «Макдоналдс».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
296
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
379
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
303
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
265

Другие новости