0
1797
Газета Проза, периодика Печатная версия

11.04.2013 00:01:00

Биржа и пьедестал

Стоит ли упереться рогом и жить только одним русским репертуарным театром

Тэги: вопросы театра, журнал


вопросы театра, журнал

Вопросы театра. Proscaenium. 
– М.: Государственный институт искусствознания, 2012. – 352 с.

Выпускаемый Государственным институтом искусствознания журнал «Вопросы театра» имеет нумерацию и текущую, и «сквозную». Нынешний номер – 3–4-й за прошлый, 2012 год, а если «итого» – так уже 12-й.
Осенью прошлого года, когда академические институты один за другим отчитывались в Минкульте, тогдашний директор института искусствознания Дмитрий Трубочкин принес с собой, как Маяковский, все сто томов, правда, книжки все его были – в  отличие от Маяковского, чем гордился поэт, – совершенно беспартийными. Академический фарфор, академическая история русского искусства – книги все толстые, тяжелые, весомые во всех смыслах. Как и положено академическим трудам, «Вопросы театра» – журнал, по своей внутренней организации, пожалуй, восходящий даже не к советским академическим журналам, а к дореволюционным, в них страстность рассуждений о свежих спектаклях, не обязательно премьерных, и актерах, которые вышли в этом спектакле на сцену, мирно соседствовали с какими-нибудь историческими изысканиями: интерес к корням и истории сто лет назад был, нет сомнений, «в тренде».
Сцена из спектакля «Лир» Константина Богомолова.	 	Фото c сайта Театрального центра «На Страстном»
Сцена из спектакля «Лир»
Константина Богомолова.
Фото c сайта Театрального центра
«На Страстном»
Кстати, как раз в исторической, публикационной части нынешние «Вопросы театра» несколько даже проигрывают, к примеру, «Мнемозине», где каждый почти номер становится сенсацией, конечно, в узких театральных кругах. Зато в «Вопросах театра» бьется мысль – там, где речь о только что вышедших премьерах, и глубина экспертизы, содержательность размышлений не мешает эмоциональности почти каждого высказывания. Кто скажет, что это  не научный, не академический уровень? Одновременно – вряд ли еще какой журнал у нас сегодня имеется, который бы вызывал после каждого своего выпуска столько споров, обид, переживаний, случались уже и оргвыводы – как после масштабного анализа нынешних будней фестиваля и премии «Золотая маска». Важно, думается, и то еще, что «Вопросы театра» как бы возвращают нас к золотому веку советского театроведения, когда Борис Зингерман, Константин Рудницкий и другие великие «отслеживали» и откликались на текущие премьеры. Их статьи сопрягали театральную науку с почти что газетной, сиюминутной театральной критикой, поднимали газетный отклик на научную высоту, включали любой спектакль в контекст многолетних исканий русской сцены. Этого нет и для этого нет места в сегодняшних газетах, впрочем, в журналах – по преимуществу тоже, исключение – как раз «Вопросы театра». Режиссеры вряд ли рады, когда их ругают, – это как раз нормально, но как же важно, когда в сегодняшнем хоре критической клаки, одних возносящем (часто безо всяких на то оснований), других – ниспровергающем (часто  и тут без причин, часто – тех же, кого еще вчера поднимали на пьедестал, точно играя на бирже то на повышение, то на понижение), вдруг появляется текст Алексея Бартошевича «О тех, кто приходит нам на смену». В этой статье известного историка театра почти что интимные, для себя самого размышления о педагогической гитисовской поденщине сопрягаются с мыслями ученого о русском театре и его сегодняшних лидерах и аутсайдерах. Или – поэтический, белым стихом написанный манифест-размышления Клима, одного из самых главных экспериментаторов российской сцены, заслужившего авторитет опытом проживаемой жизни, честно – и в искусстве, и в жизни. Или заметки мейерхольдоведа Вадима Щербакова, или – петербургского театроведа Елены Горфункель. Момент, может быть, спорный, однако эти серьезные, а главное, аргументированные рассуждения о спектаклях Константина Богомолова, например, убеждают в том, что и в театре возможны вполне научные критерии и, следовательно, объективные выводы. Даже если все газеты (хотя и тут согласья нет) будут в едином порыве петь ему осанну и называть единственной надеждой русского театра. Жаль, главный редактор Вера Максимова остается в этом своем журнале редактором и только, все-таки многие ценят ее не только за умение вести долгие интересные телефонные беседы, но и за то, что и как она пишет.
Это – самые острые вопросы сегодняшнего русского театра, оказавшегося на распутье, не знающего толком, то ли упереться рогом и одним русским репертуарным театром только и жить, или – убить все, что осталось на его месте, и живое, и мертвое, отсечь одним-двумя ударами критических мечей и «ростить» дальше то, что так нравится некоторым, даже многим сегодня на европейских просторах. Это – разговоры о профессии, о критике, которым нигде в другом месте печатную полосу, тем более 10–20 страниц, никто не даст. Очень важные, поскольку критерии, условия существования сегодня не способствуют ни качеству, ни количеству…

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Роснефть» получила премию за крупный экологический проект

«Роснефть» получила премию за крупный экологический проект

Сергей Никаноров

Компания второй год подряд становится лауреатом премии Издательского дома «Коммерсантъ»

0
512
Юрий Соловей не против реконструкции одного киноцентра

Юрий Соловей не против реконструкции одного киноцентра

Сергей Киселев

0
157
Аэропорты Кубани — в списке приоритетных проектов

Аэропорты Кубани — в списке приоритетных проектов

Виталий Барсуков

0
438
Москва и Кабул укрепляют новый канал стратегической коммуникации

Москва и Кабул укрепляют новый канал стратегической коммуникации

Андрей Серенко

Россия и Афганистан делают ставку на «дипломатию Совбезов»

0
691

Другие новости

Загрузка...
24smi.org